РЕВИЗИОННАЯ КОМИССИЯ — ГАРАНТ ПРАВ ИНВЕСТОРОВ ИЛИ НЕОБХОДИМОЕ ЗЛО? Часть 2

Реклама Ассоциации "НОКС", ИНН 7709980401, токен: 2SDnjerNdsf
Реклама Ассоциации "НОКС", ИНН 7709980401, токен: 2SDnjerNdsf
Реклама Ассоциации "НОКС", ИНН 7709980401, токен: 2SDnjerNdsf

Основные функции и права ревизионной комиссии. Полномочия членов ревизионной комиссии

Права ревизионной комиссии:

· требовать созыва внеочередного общего собрания акционеров/участников;

· требовать созыва заседания совета директоров (п. 1 ст. 68 ФЗ «Об акционерных обществах» № 208-ФЗ от 26.12.1995 г.);

· требовать доступа к протоколам заседания коллегиального исполнительного органа общества;

· требовать доступа к документам финансово-хозяйственной деятельности общества;

· другие права на получение информации, предоставленные уставом или положением о ревизионной комиссии.

Присутствие столь широкой компетенции ревизионной комиссии в области контроля отягощается отсутствием каких-бы то ни было полномочий в области принятия решений. Ревизионная комиссия не принимает никаких решений, кроме процедурных. Выходит, что члены ревизионной комиссии реально не несут никакой ответственности, а отсутствие реальной ответственности является самым существенным ограничением статуса ревизионной комиссии.

Что касается обществ с ограниченной ответственностью, в случае если наличие ревизионной комиссии установлено ФЗ «Об ООО» или регламентируется уставом общества (п. 6 ст. 32 ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» № 14-ФЗ от 08.02.1998 г.), то согласно п. 3 ст. 47 ФЗ «Об ООО» общее собрание участников общества не вправе утверждать годовые отчеты и бухгалтерские балансы при отсутствии заключения ревизионной комиссии общества.

При этом существует ряд судебных споров, связанных с применением правовых норм ФЗ «Об ООО», касающихся создания и деятельности ревизионных комиссий. Прежде всего, такие споры возникают как раз по вопросу утверждения ревизионной комиссией годового отчета и бухгалтерского баланса общества. Семнадцатый Арбитражный апелляционный суд в Постановлении от 06.03.2008 г. № 17АП-409/2008-ГК (по делу № А60-8614/2007) уточнил, что норма п. 3 ст. 47 ФЗ «Об ООО» применяется независимо от того, является ли избрание ревизионной комиссии обязательным в силу ФЗ «Об ООО» или оно предусмотрено уставом (п. 5 ст. 47 ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» № 14-ФЗ от 08.02.1998 г.). Кроме того, не могут служить оправданием доводы о том, что в обществе ревизионная комиссия не избиралась и ранее решения об утверждении годовых отчетов и годовых бухгалтерских балансов принимались без заключения ревизионной комиссии, так как такие доводы противоречат положениям п. 5 ст. 47 ФЗ «Об ООО» (Решение Арбитражного суда Свердловской области от 16.11.2007 г. по делу № А60-8614/07-С07).

Следовательно, требования о недействительности решения общего собрания участников в части утверждения годового отчета и бухгалтерского баланса подлежат удовлетворению, так как такое решение принято с нарушением требований ФЗ «Об ООО».

Помимо законодательно закрепленных функций, ревизионная комиссия может выполнять иные функции, которые будут закреплены в уставе и внутренних документах общества, например, участие в проведении инвентаризации имущества и обязательств общества, проверка использования резервного фонда и иных фондов, проверка своевременности оплаты размещенных акций общества.

Вместе с тем полномочия ревизионной комиссии не безграничны, а права акционеров/участников требовать проведения ревизионных проверок во всякое время должны быть уравновешены соображениями здравого смысла и реальной хозяйственной необходимостью. Ревизионная комиссия не только не должна быть инструментом в руках недобросовестных участников корпоративных отношений, но также этот орган не призван защищать интересы отдельных групп акционеров. Об этом недвусмысленно и последовательно заявили три судебные инстанции при рассмотрении одного из исков миноритарных акционеров в рамках нашумевшего и затяжного корпоративного конфликта акционеров ОАО «Кировский завод» с менеджментом компании. В июле 2009 г. Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа вынес окончательное постановление по данному спору (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 16.07.2009 г. по делу № А56-22307/2008), в котором подтвердил правомерность постановления Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.04.2009 г. по данному делу, а кассационную жалобу акционеров оставил без удовлетворения.

Я. и Р. (как акционеры Общества, владеющие в совокупности 15,39% акций) 05.06.2008 обратились к Обществу с требованием провести в срок до 20.06.2008 внеочередную проверку финансово-хозяйственной деятельности Общества» (поскольку акционеры вправе были в любое время требовать такой проверки в случае уклонения Общества от ее проведения). «Между тем судами первой и апелляционной инстанций установлено, что ревизионная комиссия Общества ежегодно проводит проверки финансово-хозяйственной деятельности Общества…

В нарушение статьи 65 АПК РФ истцы не представили доказательств того, что отчеты с заключениями содержат недостоверную информацию о финансово-хозяйственной деятельности Общества.

Ввиду отсутствия таких доказательств Общество правомерно отказало в проведении внеочередной ревизионной проверки за 2004—2007 годы.

Кассационная инстанция соглашается с выводом суда апелляционной инстанции о том, что истцы не обосновали необходимость проведения ревизионной проверки за 2008 год».

Ясное понимание всех полномочий ревизионной комиссии, сбалансированное соображениями здравого смысла и экономической целесообразности, позволяет выполнить основную задачу ревизионной комиссии — обеспечить сохранность активов компании и защитить права и законные интересы собственников общества как от внешних, так и от внутренних вмешательств.

Исходя из указанных выше задач, можно условно сформировать следующие основные принципы деятельности ревизионной комиссии.

1. Независимость от участников/акционеров общества, исполнительного органа общества: ни акционеры/участники, ни представители исполнительных органов общества не вправе оказывать какое-либо влияние на ревизионную комиссию с целью получения необходимого им заключения. Условия работы ревизионной комиссии, ее финансового и организационного обеспечения должны быть определены в соответствующем положении, которое утверждается общим собранием акционеров/участников.

2. Заинтересованность в делах общества: ревизионная комиссия в своей работе должна ориентироваться на интересы общества, которые зафиксированы в учредительных и внутренних документах общества.

3. Принцип защиты законных прав акционеров/участников обществ: в процессе проведения проверки ревизионная комиссия должна принимать меры к обеспечению равенства всех акционеров/участников общества.

4. Презумпция добросовестности и лояльности лиц, деятельность которых подлежит проверке: в случае выявления ошибок и нарушений ревизионная комиссия в первую очередь исходит из предположения о добросовестном заблуждении проверяемых лиц, злой умысел может утверждаться только при наличии соответствующих доказательств со стороны ревизионной комиссии.

5. Консультационная и контрольная функции: не только выявить проблему, но и помочь решить ее. Одной из основных задач ревизионной комиссии является оказание консультационной функции сотрудникам общества для решения выявленных проблем, устранения ошибок и несоответствий уже в процессе проведения проверки. Особенно актуальна эта задача ревизионной комиссии для тех компаний, в которых отсутствует функция внутреннего аудита.

6. Объективность: объективное рассмотрение проблемных ситуаций, без оценочных суждений. Объективная оценка текущего состояния дел в обществе позволяет ревизионной комиссии сохранять нейтралитет при возникновении корпоративных конфликтов.

7. Информационная доступность для ревизионной комиссии: ревизионная комиссия вправе запрашивать и получать любую информацию о деятельности общества. Для ревизионной комиссии нет информации в обществе, которую она не вправе была бы получить. При необходимости сохранения конфиденциальности информации с членами ревизионной комиссии может быть заключено соглашение о неразглашении данной информации с возложением соответствующих обязательств.

8. Нейтралитет в корпоративных конфликтах: в случае возникновения корпоративных конфликтов информация о результатах ревизионной проверки доводится до каждого участника конфликта в равной степени.

Организация работы ревизионной комиссии

Порядок деятельности ревизионной комиссии должен быть определен во внутренних документах общества, которые утверждаются на общем собрании акционеров/участников общества (п. 2 ст. 85 ФЗ «Об акционерных обществах» № 208-ФЗ от 26.12.1995 г.; п. 4 ст. 47 ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» № 14-ФЗ от 08.02.1998 г.). Члены ревизионной комиссии обычно избирают своего председателя во время первого заседания комиссии. Устав или внутренние документы общества могут наделять председателя ревизионной комиссии следующими полномочиями:

· созывать и организовывать заседания ревизионной комиссии, а также председательствовать на них;

· подготавливать и подписывать протоколы заседаний ревизионной комиссии;

· представлять ревизионную комиссию в отношениях с третьими лицами;

· правом решающего голоса.

В уставе или во внутреннем документе общества определяется кворум и порядок голосования на заседаниях ревизионной комиссии.

Согласно положениям действующего Кодекса корпоративного поведения рекомендуется, чтобы кворум для проведения заседания ревизионной комиссии составлял не менее половины числа избранных членов ревизионной комиссии и решения на заседании ревизионной комиссии принимались большинством голосов членов ревизионной комиссии, принимающих участие в заседании (пп. 3.1.2, п. 3.1 ч. 3 гл. 8 Кодекса корпоративного поведения, утвержденного распоряжением ФКЦБ РФ от 04.04.2002 г. № 421/р).

Сама деятельность ревизионной комиссии также не должна быть формальной, сводясь только к ежегодному подтверждению достоверности данных годовой отчетности по стандартной форме. Для обеспечения контроля и авторитетности всех решений ревизионной комиссии необходимо пользоваться полным спектром предоставленных ей полномочий: запрашивать и знакомиться с документацией, касающейся деятельности общества; получать объяснения от должностных лиц в случае выявления каких-либо проблемных и/или спорных вопросов; действительно выезжать с проверками в дочерние компании и т. п.

Ежегодную проверку деятельности общества, которую осуществляет ревизионная комиссия, по сути своей вполне можно сравнить с Due Diligence, который проводится при приобретении компании, так как собственникам компании также важна объективная информация и независимая оценка текущей деятельности общества, ведь по существу проверяются те же вопросы: соответствие всех внутренних документов и процедур; актуальность разрешительной документации; права на основные объекты, необходимые для финансово-хозяйственной деятельности общества; соблюдение требований законодательства при заключении сделок, составлении финансовой и бухгалтерской отчетности, соблюдение ТК РФ при ведении кадровой документации.

Для систематизации и оптимизации работы ревизионной комиссии логично будет составить алгоритм работы ревизионной комиссии со структурированной системой ревизионных вопросов, оценкой и возможными рекомендациями.

Алгоритм ревизионной проверки можно разделить на следующие блоки вопросов:

1. Корпоративные документы общества.

Проверка порядка ведения корпоративных документов проводится с целью исключения возможных требований со стороны контролирующих органов, например, Службы Банка России по финансовым рынкам, а также риски возникновения претензий со стороны партнеров с оспариванием решений общих собраний участников/акционеров.

2. Договорная работа.

При проведении данной части проверки необходимо уделить внимание тщательности (добросовестности) проверки обществом контрагентов, соответствию содержания договоров действующему законодательству, внутренним политикам и процедурам общества, отметить возможные налоговые риски, риски неисполнения обязательств, а также риски возникновения претензий со стороны контрагентов и контролирующих органов.

3. Кадровые документы.

При проверке кадровой документации необходимо оценить ее соответствие действующему трудовому законодательству, возможность возникновения претензий со стороны контролирующих органов, выявить немотивированные выплаты, а также контролировать соблюдение самим обществом в отношении сотрудников норм трудового законодательства, соответствующих внутренних политик и процедур, чтобы исключить риски возникновения претензий к обществу со стороны сотрудников общества.

4. Анализ финансово-хозяйственной деятельности общества.

В данном разделе необходимо проанализировать существующую в обществе систему внутренних контролей, политик и процедур; наличие актуальных разрешительных документов, необходимых для осуществления основной деятельности общества, обратить внимание на процедуру закрытия финансовой отчетности, процедуру оплаты счетов, инвентаризацию активов, соблюдение сроков финансовой отчетности, наличие материальных ошибок в финансовой отчетности, наличие материальных налоговых рисков и штрафов, рост дебиторской задолженности, анализ не принимаемых расходов при определении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль, анализ невозмещаемого из бюджета НДС и т. п.

Также в алгоритм можно включить блоки, касающиеся оценки проведенных в обществе проверок различными гос. органами, наличие/отсутствие разрешительной документации, наличие/отсутствие судебных процессов.

Использование ревизионной комиссией такого алгоритма при проведении проверок поможет четко и ясно оценить состояние дел в компании в целом, и в том числе в дочерних зависимых обществах, позволяет наметить план работы по корректировке недостатков, а также устранению пробелов в системе контроля.

Помимо основной ревизионной проверки финансово-хозяйственной деятельности общества по итогам деятельности общества за год ревизионная комиссия во всякое время обязана проводить проверки (внеочередные проверки):

· инициированные самой ревизионной комиссией;

· по решению общего собрания акционеров;

· по решению совета директоров;

· по требованию акционера общества, владеющего не менее чем 10% голосующих акций общества (Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 25.01.2005 г. № А33-17894/03-С1-Ф02-5869/04-С2).

Внеочередная проверка финансово-хозяйственной деятельности общества должна быть начата не позднее 30 дней с даты получения ревизионной комиссией требования акционеров о ее проведении или соответствующего протокола общего собрания акционеров либо заседания совета директоров. Что касается сроков проведения проверки, то логичнее данное условие прописать во внутреннем документе общества, хотя Кодекс корпоративного поведения рекомендует, чтобы срок такой проверки не превышал 90 дней (пп. 3.1.3 п. 3.1 ч. 3 гл. 8 Кодекса корпоративного поведения, утвержденного Распоряжением ФКЦБ РФ от 04.04.2002 г. № 421/р).

Заключение ревизионной комиссии по итогам проверки

Ответственность ревизионной комиссии

По итогам любой проверки ревизионная комиссия составляет заключение (ст. 85, ст. 87 ФЗ «Об акционерных обществах» № 208-ФЗ от 26.12.1995 г.; ст. 47 ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» № 14-ФЗ от 08.02.1998 г.) о том, как в целом велась деятельность общества за проверяемый период, дает оценку существенных рисков и рекомендации по устранению имеющихся недостатков.

Результатом ежегодной ревизионной проверки финансово-хозяйственной деятельности общества является составление заключения, в котором должны содержаться:

- выводы относительно достоверности данных, содержащихся в отчетах и иных финансовых документах общества;

- информация о фактах нарушения установленного порядка ведения бухгалтерского учета и представления финансовой отчетности, а также правовых актов РФ при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности.

В соответствии с надлежащей практикой корпоративного управления заключение ревизионной комиссии должно быть подписано всеми членами ревизионной комиссии лично. В случае если член ревизионной комиссии:

- выражает несогласие с заключением ревизионной комиссии, то он вправе подготовить особое мнение, которое прилагается к заключению ревизионной комиссии и является его неотъемлемой частью;

- не подписывает заключение и не подготовил особого мнения, то в заключении необходимо указать причины этого.

Для реализации прав участников/акционеров общества на получение полной и достоверной информации о деятельности общества по результатам проведенной ревизионной проверки необходимо предоставить участникам/акционерам общества возможность задать вопросы членам ревизионной комиссии, которые будут присутствовать на общем собрании, относительно представленных заключений и, соответственно, получить ответы на заданные вопросы.

Без заключения ревизионной комиссии общее собрание акционеров/участников не вправе утверждать годовой отчет и годовую бухгалтерскую отчетность (п. 3 ст. 47 ФЗ «Об ООО», п. 3 ст. 88 ФЗ «Об АО»). В случае если общим собранием участников/акционеров утверждались годовой отчет и годовая бухгалтерская отчетность в отсутствие заключения ревизионной комиссии, то судом такие решения общего собрания участников/акционеров могут быть признаны недействительными в части утверждения годового отчета и годовой бухгалтерской отчетности, так как нарушают права участников/акционеров общества на получения достоверной информации об обществе (Семнадцатый Арбитражный апелляционный суд в Постановлении от 06.03.2008 г. № 17АП-409/2008-ГК по делу № А60-8614/2007).

Заключение ревизионной комиссии рекомендуется приложить к годовому отчету общества. Также можно рекомендовать ревизионной комиссии направлять совету директоров свое заключение по результатам проверки годовой бухгалтерской отчетности не позднее чем за 10 дней до даты предварительного утверждения годового отчета, чтобы у совета директоров было время обсудить и проанализировать это заключение. Данное заключение ревизионной комиссии в том числе необходимо передать акционерам/участникам общества до общего собрания акционеров/участников.

А может ли общее собрание акционеров и совет директоров общества делать какие-либо замечания по заключению ревизионной комиссии?

Согласно ФЗ «Об АО» (п. 1 ст. 48 (подп. 11)) к компетенции общего собрания акционеров относится утверждение годовых отчетов, годовой бухгалтерской отчетности, достоверность данных в которых должна быть подтверждена в заключении ревизионной комиссии, но само заключение (отчет) ревизионной комиссии не входит в такое понятие, как «годовой отчет». Следовательно, на годовом общем собрании акционеров заключение ревизионной комиссии принимается акционерами к сведению для принятия решения об утверждении годового отчета. А так как совет директоров — это орган общества, контролируемый ревизионной комиссией, то подвергать сомнению заключение ревизионной комиссии не в его компетенции.

Возможно ли оспорить заключение ревизионной комиссии? Вправе ли акционер/участник общества требовать признания заключения ревизионной комиссии недействительным?

Сама природа функций и задач такого органа, как ревизионная комиссия, обуславливает отсутствие возможности оспаривать действия и решения ревизионной комиссии. Ревизионная комиссия — это высший контрольный орган общества, призванный обеспечить баланс интересов собственников общества и законность и эффективность бизнеса компании.

Законом не предусмотрены права акционера/участника обжаловать в судебном порядке решения ревизионной комиссии общества, так как ревизионная комиссия не относится к числу органов управления обществом, не осуществляет организационную и исполнительно-распорядительную деятельность (Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 26.05.2011 г. по делу № А32-21924/2010). То есть изначально самим законом заложен принцип безупречности действий ревизионной комиссии. Любые сомнения должны приводить не к оспариванию решений ревизионной комиссии, так как это неминуемо приведет к нарушению стабильности деятельности общества и может быть использовано в качестве инструмента в корпоративных конфликтах при столкновении интересов собственников, а к публичному и прозрачному переизбранию ревизионной комиссии всеми акционерами/участниками общества.

Таким образом, органы управления обществом не могут подвергать сомнению заключение ревизионной комиссии, к членам ревизионной комиссии нельзя применить никакие административные взыскания/штрафы, суды отказывают в иске о признании недействительными заключения ревизионной комиссии (Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 29.09.2004 г. № А33-5583/04-С1-Ф02-3980/04-С2; Постановление ФАС Центрального округа от 29.06.2006 г. по делу № А35-7162/05-С21), из чего можно сделать вывод, что заключения (отчеты) ревизионной комиссии обладают высочайшим иммунитетом.

Заключение

Безусловно, основная функция ревизионной комиссии — это контроль за финансово-хозяйственной деятельностью общества, но контроль — это не самоцель, а лишь средство для эффективного достижения компанией поставленных целей и получения собственниками компании достоверной и актуальной информации о деятельности общества. А для того чтобы данное средство стало полезным и функционирующим механизмом в работе всей компании/холдинга, акционерам/участникам общества необходимо принять соответствующие решения и выполнить определенные условия:

· утвердить устав общества, в котором будет подробно и широко прописана компетенция ревизионной комиссии;

· продуманно подойти к подготовке положения о ревизионной комиссии: грамотно сформулировать соответствующие нормы и принципы работы данного органа. Учитывая положения п. 2 ст. 85 ФЗ «Об АО», компетенция ревизионной комиссии, по сути, является открытой, что дает массу возможностей для формирования работающего документа, регламентирующего деятельность данного органа;

· профессионально подойти к выдвижению и избранию кандидатов в члены ревизионной комиссии, критично оценивая компетентность и личностные качества каждого кандидата, выбирать в комиссию лиц с большим управленческим опытом и глубоким знанием бухгалтерского учета и финансов;

· создать единый для публичного общества (холдинга) документ — алгоритм проведения ревизионных проверок, в котором в том числе продумать порядок организации и план проведения проверок;

· бороться с формализмом при проведении проверок; перестать подписывать стандартную форму заключения, подтверждающую годовую отчетность, действительно присутствовать в обществе при проведении ревизии и реально знакомиться с документами в обществе.

Проблемы роли и места ревизионной комиссии по-прежнему остаются дискуссионными. Задавая высокие стандарты деятельности ревизионной комиссии, оставляя данный орган единственным контрольным органом общества, формирование которого осуществляется напрямую акционерами/участниками, обеспечивая высокий иммунитет всем действиям и решениям ревизионной комиссии, законодатель тем самым отводит ревизионной комиссии роль гаранта прав инвесторов (акционеров/участников). Однако низкий уровень профессиональной подготовки ревизоров, фактическая подконтрольность членов ревизионной комиссии органам управления общества, повсеместный формальный и незаинтересованный подход к проведению и результатам ревизионных проверок — все это сводит на нет все усилия законодателя наполнить смыслом существование данного органа и, по сути, оставляет ревизионной комиссии малопривлекательную роль «необходимого зла».

Тем не менее, несмотря на последовательное снижение роли ревизионной комиссии в российских практиках корпоративного управления, появление более влиятельных, компетентных и профессиональных форм осуществления контрольной функции, судьба ревизионной комиссии не столь очевидна. Явным преимуществом ревизионной комиссии по сравнению с любыми другими формами контроля является, во-первых, прямое участие инвесторов в формировании данного органа, а во-вторых — многочисленные возможности для оптимизации расходов на осуществление контроля (в том числе на осуществление контроля в дочерних и зависимых компаниях крупных холдингов). Эти два преимущества позволяют утверждать, что упразднение ревизионной комиссии в настоящее время, как минимум, преждевременно.

Представляется, что потенциал ревизионной комиссии как эффективного органа контроля не окончательно исчерпан и может быть продуктивно использован в тех или иных областях деятельности компаний.