ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ ОБЩЕГО СОБРАНИЯ АКЦИОНЕРОВ ПРИ ПРИНЯТИИ РЕШЕНИЯ О РЕОРГАНИЗАЦИИ

Реклама Ассоциации "НОКС", ИНН 7709980401, токен: 2SDnjerNdsf
Реклама Ассоциации "НОКС", ИНН 7709980401, токен: 2SDnjerNdsf
Реклама Ассоциации "НОКС", ИНН 7709980401, токен: 2SDnjerNdsf

Реорганизация - нередкое явление в современной корпоративной практике.

Под реорганизацией понимается определенная юридическая процедура, имеющая строго формальный характер. Результат реорганизации зависит от того, насколько верно инициаторы понимают и учитывают в своих действиях тесную взаимосвязь между экономическими и правовыми последствиями этой корпоративной процедуры. Ведь в результате возможно уменьшение имущественной базы акционерного общества, например в связи с отчуждением части его активов в пользу вновь создаваемого юридического лица при реорганизации в форме выделения (ст. 19 Федерального закона от 26.12.1995 г. № 208-ФЗ Об акционерных обществах", далее - ФЗ Об АО") и разделения. В последнем случае реорганизуемое акционерное общество вообще прекращает свое существование (ст. 18 ФЗ Об АО"). Кроме того, имущественное положение акционерного общества может ухудшиться также из-за принятия им обязательств другого юридического лица, что наблюдается при реорганизации в форме присоединения (ст. 17 ФЗ Об АО") и фактически при слиянии, когда на базе ранее существовавших акционерных обществ происходит создание нового общества (ст. 16 ФЗ Об АО"). При проведении реорганизации в форме преобразования происходит изменение объема корпоративных прав, что также напрямую затрагивает частные корпоративные интересы (ст. 20 ФЗ Об АО").

В свете изложенного акционеры реорганизуемого общества должны обладать полной информацией о каждом этапе реорганизации, поскольку только так они могут контролировать соблюдение своих прав и интересов.

Согласно подп. 2 п. 1 ст. 48 ФЗ Об АО" решение вопроса о реорганизации общества относится к компетенции общего собрания акционеров. Как правило, реорганизация общества осуществляется в добровольном порядке. Однако основанием для проведения реорганизации общества может являться не только решение общего собрания акционеров, но и решение уполномоченных государственных органов или суда. В данном случае речь идет о проведении так называемой принудительной реорганизации, которая может осуществляться исключительно в форме разделения и выделения. Принудительный порядок реорганизации обычно применяется антимонопольным органом в целях недопущения установления монопольного положения хозяйствующих субъектов в той или иной отрасли.

Поскольку Гражданский кодекс РФ устанавливает закрытый перечень форм реорганизации, организация не может ее провести способом, не предусмотренным нормативными правовыми актами. Однако акционерное законодательство допускает совмещение различных форм реорганизации в рамках одного реорганизационного процесса. В данном случае речь идет о случаях разделения или выделения акционерного общества, осуществляемых одновременно со слиянием или присоединением (ст. 19.1 ФЗ Об АО").

Инициатором рассмотрения на общем собрании акционеров вопроса о реорганизации, как правило, может быть только совет директоров, поскольку собрание вправе принимать решение по данному вопросу только по предложению этого органа (ст. 49, п. 3).

Подготовка общего собрания или общих собраний акционеров начинается сразу после того, как органы управления или акционеры реорганизуемого общества или реорганизуемых обществ договорились об условиях проведения реорганизации.

Подготовка общего собрания акционеров состоит из нескольких этапов и начинается с разработки проектов всех необходимых документов, подготовки заседания совета директоров, а также совершения иных действий, связанных с реорганизацией общества.

Подготовительный этап

В ходе подготовительного этапа осуществляется подготовка проектов документов, которые должны быть вынесены на утверждение совета директоров и в последующем на утверждение собрания акционеров. См. подробнее таблицу 1.

Таблица 1. Проекты документов, разрабатываемых на подготовительном этапе

Реорганизация в форме слияния Реорганизация в форме присоединения Реорганизация в форме выделения Реорганизация в форме разделения Реорганизация в форме преобразования
1) проект договора о слиянии;

2) проект передаточного акта;

3) проект устава;

4) предложение о формировании органов управления;

5) предложение о формировании контрольного органа (ревизионная комиссия, ревизор);

6) документы, содержащие информацию о регистраторе;

7) документы, содержащие информацию об аудиторе.

1) проект договора о присоединении;

2) проект передаточного акта;

3) проект изменений и дополнений в устав присоединяющего общества или проект новой редакции устава присоединяющего общества;

4) проект предложения общему собранию акционеров общества, к которому осуществляется присоединение, об увеличении уставного капитала.
1) проект решения о выделении;

2) проект передаточного акта;

3) проект устава создаваемого общества;

4) предложение о формировании органов управления;

5) предложение о формировании контрольного органа (ревизионная комиссия, ревизор);

6) документы, содержащие информацию о регистраторе;

7) документы, содержащие информацию об аудиторе.

1) проект решения о разделении;

2) проект передаточного акта;

3) проекты уставов создаваемых обществ;

4) предложение о формировании органов управления;

5) предложение о формировании контрольного органа (ревизионная комиссия, ревизор);

6) документы, содержащие информацию о регистраторе;

7) документы, содержащие информацию об аудиторе.

1) проект решения о преобразовании;

2) проект устава;

3) предложение о формировании органов управления;

4) предложение о формировании контрольного органа (ревизионная комиссия, ревизор);

5) документы, содержащие информацию об аудиторе.

Помимо этого, в положениях ФЗ Об АО" установлены условия соблюдения права акционеров на компенсацию прав участия, утраченных в результате реорганизации юридического лица, в частности:

  • договор о слиянии акционерных обществ должен определять порядок конвертации акций каждого общества в акции нового общества (п. 3 ст. 16);
  • договор о присоединении должен содержать положения относительно порядка конвертации акций присоединяемого общества в акции общества, к которому осуществляется присоединение (п. 3 ст. 17);
  • решение о реорганизации в форме разделения должно содержать порядок конвертации акций реорганизуемого общества в акции каждого создаваемого общества и соотношение (коэффициент) конвертации акций таких обществ (п. 3 ст. 18);
  • решение о реорганизации в форме выделения должно содержать способ и порядок размещения акций каждого создаваемого общества (подп. 3 п. 3 ст. 19).

Следовательно, при подготовке проектов таких документов формируются предложения об условиях конвертации акций и определяется коэффициент конвертации.

В Определении ВАС РФ от 21.05.2012 г. № ВАС-2866/12 по делу № А50-1508/2011 суд указал, что действующее законодательство не устанавливает обязательных требований для расчета коэффициента конвертации акций и в основе определения коэффициента конвертации лежит принцип свободы договора, условия договора присоединения стороны вправе определять по своему усмотрению.

Кроме разработки проектов документов, есть еще ряд действий, которые осуществляются непосредственно на подготовительном этапе.

Прежде всего, это инвентаризация имущества, принадлежащего юридическому лицу. Федеральный закон от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ О бухгалтерском учете" прямо не указывает на обязательность проведения инвентаризации при реорганизации. Однако в ряде подзаконных актов остались прежние положения о необходимости проведения инвентаризации при реорганизации (п. 27 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина России от 29.07.1998 г. № 34н; п. 22 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденных Приказом Минфина России от 28.12.2001 г. № 119н). Необходимо заметить, что проведение инвентаризации перед принятием решения о реорганизации позволяет получить данные о наличии имущества и обязательств, в отношении которых возникает правопреемство.

Также иногда возникает необходимость получения предварительных согласований в части проведения реорганизации. Например, в п. 3 ст. 57 ГК РФ указывается, что в случаях, установленных законом, реорганизация юридических лиц в форме слияния, присоединения или преобразования может быть осуществлена лишь с согласия уполномоченных государственных органов. Так, ст. 27 Федерального закона О защите конкуренции" предусматривает обязательность в указанных в ней случаях получения предварительного согласия на слияние и присоединение коммерческих организаций.

Помимо этого, требуется обязательное определение независимым оценщиком рыночной стоимости акций акционерного общества для последующего определения цены выкупа акций. В силу ст. 75 ФЗ Об АО" акционеры - владельцы голосующих акций вправе требовать выкупа обществом всех или части принадлежащих им акций в случае реорганизации, если они голосовали против принятия решения о реорганизации либо не принимали участия в голосовании по этому вопросу. Выкуп акций обществом осуществляется по цене, определенной советом директоров общества, но не ниже рыночной стоимости, которая должна быть определена независимым оценщиком без учета ее изменения в результате действий общества, повлекших возникновение права требования оценки и выкупа акций.

Следовательно, для проведения оценки необходимо привлекать независимого оценщика. Пункт 3.4 Положения о дополнительных требованиях к порядку подготовки, созыва и проведения общего собрания акционеров, утвержденного Приказом ФСФР России от 02.02.2012 г. № 12-6/пз-н (далее - Положение № 12-6/пз-н), предусматривает, что к дополнительной информации (материалам), обязательной для предоставления лицам, имеющим право на участие в общем собрании, при подготовке к проведению общего собрания с повесткой дня, включающей вопросы, голосование по которым может повлечь возникновение права требования выкупа обществом акций, относится в том числе и отчет независимого оценщика о рыночной стоимости акций общества, требования о выкупе которых могут быть предъявлены обществу", а также протокол (выписка из протокола) заседания совета директоров (наблюдательного совета) общества, на котором принято решение об определении цены выкупа акций общества, с указанием цены выкупа акций".

Подготовительный этап занимает достаточно продолжительное время, но он важен, так как итоги его проведения влияют на правомерность всех последующих процедур реорганизации общества.

Проведение совета директоров

Как уже отмечалось, решение по вопросу о реорганизации принимается общим собранием акционеров только по предложению совета директоров, если иное не установлено уставом общества. В соответствии с положениями ФЗ Об АО" общее собрание акционеров принимает решение по тем вопросам и в тех формулировках, которые вынесены на такое собрание в соответствии с ранее принятыми решениями иных органов управления. Соответствующие положения конкретизируются в ст. ст. 16-20 ФЗ Об АО".

Таблица 2. Формирование повестки дня общего собрания акционеров по вопросу о реорганизации общества

Слияние (ст. 16 ФЗ Об АО")

Присоединение (ст. 17 ФЗ Об АО")

Разделение (ст. 18 ФЗ Об АО")

Выделение (ст. 19 ФЗ Об АО")

Преобразование (ст. 20 ФЗ Об АО")

Совет директоров каждого общества, участвующего в слиянии, выносит для решения общим собранием акционеров:

1) вопрос о реорганизации в форме слияния (для каждого общества, участвующего в реорганизации);

2) вопрос об избрании членов совета директоров общества, которое создается в результате слияния.

Совет директоров каждого общества, участвующего в присоединении, выносит для решения общим собранием акционеров:

1) вопрос о реорганизации в форме присоединения (для каждого общества, участвующего в реорганизации);

2) иные вопросы,

если это предусмотрено договором о присоединении (совет директоров общества, к которому происходит присоединение).

Совет директоров реорганизуемого общества выносит для решения общим собранием акционеров:

1) вопрос о реорганизации общества в форме разделения;

2) вопрос об избрании совета директоров (для каждого общества, создаваемого в результате разделения).

Данный вопрос выносится на рассмотрение собрания акционеров в случае, если в обществах будет создаваться совет директоров.

Совет директоров реорганизуемого общества выносит для решения общим собранием акционеров:

1) вопрос о реорганизации общества в форме выделения;

2) вопрос об избрании совета директоров (для каждого общества, создаваемого в результате выделения).

Данный вопрос выносится на рассмотрение собрания акционеров в случае, если в обществах будет создаваться совет директоров.

Совет директоров реорганизуемого общества выносит для решения общим собранием акционеров:

1) вопрос о реорганизации общества в форме преобразования.

По результатам обсуждения вопросов повестки дня совет директоров:

  1. Созывает собрание акционеров и предлагает акционерам реорганизовать общество в определенной форме.
  2. Определяет повестку дня собрания акционеров, в которую включаются вопросы о реорганизации общества (обществ) в определенной форме и утверждения документов, обязательных для определенной формы реорганизации (абз. 2 п. 2 ст. 16; абз. 3 п. 2 ст. 17; п. 3 ст. 18 и п. 3 ст. 19 ФЗ Об АО"), а также вопросы, связанные с изменением уставного капитала в результате реорганизации и утверждением изменений и дополнений в устав (новой редакции устава) (см. таблицу 2).
  3. Определяет цену выкупа акций.
  4. Определяет форму проведения собрания акционеров. Специальных требований к форме проведения собрания (собрание или заочное голосование) по вопросам реорганизации общества ФЗ Об АО" не содержит. Однако, если вопрос о реорганизации общества будет внесен в повестку дня годового общего собрания акционеров или на собрании акционеров кроме вопросов о реорганизации общества будут избираться члены совета директоров, такое собрание акционеров должно быть проведено в форме собрания (п. 2 ст. 50 ФЗ Об АО").
  5. Утверждает обоснование условий и порядка реорганизации общества (обществ).
  6. Принимает иные решения, связанные с подготовкой и проведением общего собрания акционеров.

Обоснование условий и порядка реорганизации по смыслу п. 3.5 Положения № 12-6/пз-н утверждается советом директоров. Пункты 325 и 326 Кодекса корпоративного управления (одобрен ЦБ РФ 21.03.2014 г.) рекомендуют совету директоров при вынесении на собрание акционеров вопроса о реорганизации общества принимать решение о вынесении такого вопроса на собрание акционеров лишь в том случае, если совет директоров уверен в необходимости реорганизации и приемлемости условий реорганизации для акционеров, в том числе акционеров, владеющих незначительными пакетами акций. Также совет директоров должен обеспечивать справедливость коэффициентов конвертации. По нашему мнению, в обоснование должны войти анализ положительных сторон реорганизации, перспективы развития общества (обществ), а также степень обеспеченности прав акционеров.

По результатам проведения заседания совета директоров составляется протокол (п. 4 ст. 68 ФЗ Об АО") в срок не позднее 3 (трех) дней после проведения заседания.

Для непубличных обществ в ГК РФ предусмотрено, что по единогласному решению всех акционеров общества в устав могут быть включены положения о порядке, отличном от установленного законами и иными правовыми актами порядка созыва, подготовки и проведения общих собраний акционеров, принятия ими решений, при условии соблюдения прав на участие акционера в общем собрании и на получение информации о нем (подп. 5 п. 3 ст. 66.3 ГК РФ).

На этапе подготовки собрания акционеров осуществляются следующие действия: происходит уведомление акционеров о собрании; акционерам предоставляется информация (материалы) по данному вопросу; осуществляется выдвижение кандидатов в органы управления; осуществляется рассылка бюллетеней для голосования. Эти действия имеют специфику в сравнении с подготовкой общего собрания, повестка дня которого не включает вопрос о реорганизации.

Сообщение акционерам о собрании акционеров

Сообщение о собрании акционеров должно быть сделано не позднее чем за 30 дней до даты его проведения в случае проведения реорганизации в форме присоединения и преобразования. При проведении реорганизации в форме слияния, выделения или разделения сообщение о собрании акционеров должно быть сделано не позднее чем за 70 дней до дня его проведения (п. 1 ст. 52 и п. 8 ст. 53 ФЗ Об АО").

В п. 1 и п. 2 ст. 76 ФЗ Об АО" установлены специальные требования к содержанию сообщения о собрании акционеров, повестка дня которого включает вопрос о реорганизации общества (обществ). В сообщении о проведении общего собрания акционеров общество обязано указать на наличие у акционеров права требовать выкупа обществом принадлежащих им акций, цену и порядок осуществления выкупа.

Предоставление акционерам информации (материалов)

В пунктах 3.4 и 3.5 Положения № 12-6/пз-н содержится перечень дополнительной информации (материалов), обязательной для предоставления акционерам при подготовке собрания акционеров, на котором будет проходить голосование по вопросу реорганизации.

К такой информации (материалам) относятся:

  1. проект решения о разделении, выделении или преобразовании либо проект договора о слиянии или присоединении, заключаемый между обществами, участвующими в слиянии или присоединении;
  2. обоснование условий и порядка реорганизации общества, содержащихся в решении о разделении, выделении или преобразовании либо в договоре о слиянии или присоединении, утвержденное советом директоров;
  3. проект передаточного акта или разделительного баланса;
  4. годовые отчеты и годовая бухгалтерская отчетность всех организаций, участвующих в реорганизации, за три завершенных финансовых года, предшествующих дате проведения общего собра��ия;
  5. квартальная бухгалтерская отчетность всех организаций, участвующих в реорганизации, за последний завершенный квартал, предшествующий дате проведения общего собрания;
  6. отчет независимого оценщика о рыночной стоимости акций общества, требования о выкупе которых могут быть предъявлены обществу;
  7. расчет стоимости чистых активов общества по данным бухгалтерской отчетности общества за последний завершенный отчетный период;
  8. протокол заседания совета директоров общества, на котором принято решение об определении цены выкупа акций общества, с указанием цены выкупа акций.

Выдвижение кандидатов в органы управления

При проведении реорганизации в форме слияния, выделения, разделения акционер или акционеры, являющиеся в совокупности владельцами не менее чем 2 процентов голосующих акций, вправе выдвинуть кандидатов:

  • в совет директоров создаваемого общества;
  • в коллегиальный исполнительный орган или на должность единоличного исполнительного органа;
  • в ревизионную комиссию или в ревизоры общества.

Предложения о выдвижении кандидатов должны представляться в реорганизуемое общество не менее чем за 30 дней до даты проведения общего собрания акционеров реорганизуемого общества. При проведении реорганизации в форме слияния для предложения о выдвижении кандидатов в члены совета директоров установлен иной срок, а именно не позднее чем за 45 дней до дня проведения общего собрания акционеров реорганизуемого общества (абз. 3 п. 8 ст. 53 ФЗ Об АО").

Подведение итогов голосования

В соответствии с п. 4 ст. 32 ФЗ Об АО" владельцы привилегированных акций принимают участие в таком собрании с правом голоса.

В соответствии с п. 4 ст. 49 ФЗ Об АО" решение о реорганизации принимается общим собранием акционеров большинством в три четверти голосов акционеров - владельцев голосующих акций, принимающих участие в общем собрании акционеров.

Как следует из положений ФЗ Об АО", решение о реорганизации общества принимается собранием акционеров в виде единого решения о реорганизации.

Принятие решения о реорганизации единым решением означает, что:

  • при слиянии собрание акционеров каждого общества, участвующего в слиянии, принимает решение по вопросу о реорганизации каждого такого общества в форме слияния, включающее в себя утверждение договора о слиянии, передаточного акта общества, участвующего в слиянии, устава общества, создаваемого при слиянии, а также принимает решение об избрании совета директоров, если это установлено уставом создаваемого общества (абз. 2 п. 2 ст. 16);
  • при присоединении собрание акционеров общества, к которому осуществляется присоединение, принимает решение о реорганизации в форме присоединения, включающее в себя утверждение договора о присоединении, а общее собрание акционеров присоединяемого общества принимает решение по вопросу о реорганизации в форме присоединения, включающее в себя утверждение договора о присоединении и передаточного акта (абз. 3 п. 2 ст. 17);
  • при разделении собрание акционеров принимает решение, включающее в себя: наименование, сведения о месте нахождения каждого общества, создаваемого в процессе реорганизации; порядок и условия разделения; порядок конвертации акций; список членов ревизионной комиссии или указание о ревизоре каждого создаваемого общества[1]; список членов коллегиального исполнительного органа либо указание о лице, осуществляющем функции единоличного исполнительного органа каждого создаваемого общества; указание об утверждении разделительного баланса; указание об утверждении устава каждого создаваемого общества; наименование, сведения о месте нахождения регистратора каждого создаваемого общества (п. 3 ст. 18);
  • при выделении собрание акционеров принимает решение, включающее в себя: наименование, сведения о месте нахождения каждого общества, создаваемого в процессе реорганизации; порядок и условия выделения; способ и порядок размещения акций каждого создаваемого общества; список членов ревизионной комиссии (указание о ревизоре) каждого создаваемого общества; список членов коллегиального исполнительного органа либо указание о лице, осуществляющем функции единоличного исполнительного органа каждого создаваемого общества; указание об утверждении разделительного баланса; указание об утверждении устава каждого создаваемого общества; наименование, сведения о месте нахождения регистратора создаваемого общества (п. 3 ст. 19);
  • при преобразовании собрание акционеров принимает решение, включающее: наименование, сведения о месте нахождения юридического лица, создаваемого в процессе реорганизации; порядок и условия преобразования; порядок обмена акций общества на доли участников ООО, список членов ревизионной комиссии или указание о ревизоре создаваемого юридического лица (для публичных обществ, а также непубличных обществ, если уставом такого общества предусмотрено формирование данного органа); список членов коллегиального исполнительного органа создаваемого юридического лица либо указание о лице, осуществляющем функции единоличного исполнительного органа создаваемого юридического лица; список членов иного органа создаваемого юридического лица; указание об утверждении передаточного акта; указание об утверждении учредительных документов создаваемого юридического лица (п. 3 ст. 19).

В соответствии с п. 4 ст. 62 ФЗ Об АО" решения, принятые общим собранием акционеров, и итоги голосования могут оглашаться на общем собрании акционеров, в ходе которого проводилось голосование, а также должны доводиться до сведения лиц в форме отчета об итогах голосования не позднее четырех рабочих дней после даты закрытия общего собрания акционеров.

Протокол общего собрания акционеров составляется не позднее трех рабочих дней после закрытия общего собрания акционеров в двух экземплярах. Оба экземпляра подписываются председательствующим на общем собрании акционеров и секретарем общего собрания акционеров (п. 1 ст. 63 ФЗ Об АО").

Уведомление регистрирующего органа

После принятия решения о реорганизации реорганизуемое юридическое лицо на основании ст. 60 ГК и ст. 13.1 Федерального закона от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о его реорганизации обязано в письменной форме сообщить в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, о начале процедуры реорганизации с указанием формы реорганизации, а также предоставить решение о реорганизации.

С 24.08.2013 г. подп. 4 п. 2 ст. 23 Налогового кодекса РФ, устанавливающий обязанность налогоплательщиков-организаций сообщать в налоговый орган по месту нахождения общества информацию о реорганизации организации в течение трех дней со дня принятия такого решения, признан утратившим силу. Следовательно, уведомлять налоговый орган по месту нахождения реорганизуемого юридического лица о начале процедуры реорганизации теперь не нужно.



[1] В непубличных акционерных обществах ревизионная комиссия может не создаваться. Соответствующие положения вносятся в устав общества по единогласному решению всех акционеров общества (подп. 4 п. 3 ст. 66.3 ГК РФ).