Ключевые изменения регулирования иностранных инвестиций в 2024 году
Составной частью действующего регулирования иностранных инвестиций является не только, как ранее было принято считать, ограничительный режим для совершения сделок (действий), предусмотренный главным образом Законом о стратегических инвестициях1 и Законом об иностранных инвестициях2, но и специальные экономические меры, введенные указами Президента РФ (так называемое «контрсанкционное» регулирование), но также иное действующее законодательство3 Российской Федерации в части регулирования иностранных инвестиций, объем которого не позволяет изложить его в полной мере для целей настоящей статьи.
В связи с этим в статье будут рассмотрены ключевые изменения, внесенные в Закон о стратегических инвестициях и Закон об иностранных инвестициях в 2023 г., в том числе в сравнении с действующим «контрсанкционным» регулированием.
ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОН О СТРАТЕГИЧЕСКИХ ИНВЕСТИЦИЯХ, ВСТУПИВШИЕ В СИЛУ 9 МАЯ 2023 Г.4
1. Сфера действия режима иностранных инвестиций: понятие «иностранный инвестор»
Изменения понятия «иностранный инвестор» в целях применения Закона о стратегических инвестициях
В текущей редакции Закона о стратегических инвестициях под определение «иностранный инвестор» подпадает не только гражданин РФ, имеющий иное гражданство, но и получивший вид на жительство (далее — ВНЖ) или иной действительный документ, подтверждающий право на постоянное проживание в иностранном государстве.
Законом № 577‑ФЗ5 были также внесены изменения в ч. 5 ст. 7 Закона о стратегических инвестициях (применяются после 9 мая 2023 г.), согласно которым иностранный инвестор (или группа лиц) обязаны подать ходатайство в Правительственную комиссию по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации (далее — Правительственная комиссия) посредством обращения в уполномоченный орган — ФАС России в соответствии с Законом о стратегических инвестициях в течение трех месяцев со дня установления контроля над обществом, имеющим стратегическое значение для обороны страны и безопасности государства (далее — «стратегическое» общество), в том числе в случае:
- приобретения гражданином (гражданами) РФ иного гражданства, получения ВНЖ или иного действительного документа, подтверждающего право на постоянное проживание в иностранном государстве или
- отмены решения о приеме в гражданство РФ или оформления выхода из гражданства РФ лица (лиц), которое осуществляет (которые осуществляют) контроль над «стратегическим» обществом.
Указанная обязанность подачи ходатайства после установления контроля над «стратегическим» обществом применяется также в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ или другими федеральными законами.
В случае, если указанные выше граждане РФ, лица, в отношении которых решение о приеме в гражданство РФ отменено, лица без гражданства, постоянно проживающие за пределами территории РФ, и иностранные граждане, ранее имевшие гражданство РФ и оформившие выход из гражданства РФ, владеют 5% и более акций (долей) «стратегического» общества и при этом не осуществляют над ним контроль, таким гражданам или лицам необходимо представить уведомление на основании ч. 2 ст. 14 Закона о стратегических инвестициях.
Согласно позиции ФАС России6, Закон № 577 не предусматривает установления переходных положений, касающихся ретроспективного действия норм данного закона, следовательно, применяется к обстоятельствам, возникшим после его вступления в силу, а именно — с 30 марта 2023 г.
Отличия от специальных экономических мер, введенных указами Президента РФ в 2022–2023 гг.
При пр... ✂
Платный контент
Полная версия публикации доступна только подписчикам.