АНАЛИЗ НОВАЦИЙ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ В ЧАСТИ ВЕДЕНИЯ ЕДИНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕЕСТРА ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ

Реклама Ассоциации "НОКС", ИНН 7709980401, токен: 2SDnjerNdsf
Реклама Ассоциации "НОКС", ИНН 7709980401, токен: 2SDnjerNdsf
Реклама Ассоциации "НОКС", ИНН 7709980401, токен: 2SDnjerNdsf

Важным событием в текущем году стало принятие Федерального закона О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения достоверности сведений, представляемых при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" № 67-ФЗ от 30.03.2015 г. (далее - Федеральный закон № 67-ФЗ, Закон).

Закон должен послужить мощным инструментом для очищения рынка от подставных фирм-однодневок и защиты добросовестных участников гражданского оборота от реализации мошеннических схем недобросовестными налогоплательщиками. Основная задача Закона - создание препятствий для использования недостоверных сведений и подставных лиц при государственной регистрации и предоставление достоверных сведений из Единого государственного реестра юридических лиц.

Проблема фирм-однодневок, номинальных директоров и учредителей, фиктивного увода фирмы в другой регион существует на протяжении многих лет, и до этого момента законодательство в области регистрации юридических лиц имело множество законных лазеек для недобросовестных налогоплательщиков. В связи с чем принятый закон был необходим как налоговому органу, который на протяжении многих лет не имел возможности пресечь противоправные действия недобросовестных лиц, так и надежным добросовестным организациям, ведущим коммерческую деятельность в соответствии с действующим законодательством и имеющим риск быть обманутыми на рынке очередной подставной фирмой.

Поскольку принятый закон фактически будет являться настольной книгой сотрудника инспекции, Федеральная налоговая служба разработала Письмо от 27.03.2015 г. № СА-4-14/5039@ с подробным освещением основных изменений в законодательстве в этой области.

Рассмотрим основные положения Закона.

С 1 января 2016 года будут введены дополнительные основания для отказа в государственной регистрации для определенных категорий лиц, задействованных ранее в деятельности юридических лиц, нарушивших законодательство.

Ограничения на три года для внесения в ЕГРЮЛ сведений о лице как о постоянно действующем исполнительном органе или участнике (учредителе) юридического лица будут применяться в отношении юридического лица:

  • исключенного из реестра как недействующее юридическое лицо с задолженностью перед бюджетом (даже в случае списания задолженности по причине наличия у юридического лица признаков недействующего);
  • по которому в ЕГРЮЛ содержится запись о недостоверности;
  • по которому не исполнено решение суда о принудительной ликвидации.

Также введено общее основание для отказа в государственной регистрации - несоблюдение установленного законодательством Российской Федерации порядка проведения процедуры ликвидации или реорганизации юридического лица, а также иных требований, установленных законодательством в качестве обязательных для осуществления государственной регистрации.

Напомню, что в настоящее время исчерпывающий перечень оснований для отказа в государственной регистрации установлен статьей 23 Федерального закона от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".

С 1 января 2016 года также вступит в силу процедура проведения проверки достоверности сведений, включаемых в Единый государственный реестр юридических лиц или уже содержащихся в ЕГРЮЛ.

Если ранее государственная регистрация производилась в строго установленный законодательством пятидневный срок (пять рабочих дней), то с 2016 года при наличии оснований налоговый орган имеет возможность приостановить государственную регистрацию на срок, не превышающий один месяц.

Основанием для проведения проверки могут служить наличие у регистрирующего органа обоснованных сомнений в достоверности предоставленной ему информации, в том числе в случае поступления возражений заинтересованных лиц относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего включения обновленных сведений в ЕГРЮЛ.

С 31 марта 2015 года исключена возможность внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации юридического лица до истечения двухмесячного срока со дня внесения записи в ЕГРЮЛ о начале ликвидации. Введен запрет на государственную регистрацию при ликвидации юридического лица до завершения судебного разбирательства по иску к такому юридическому лицу, а также до окончания выездной налоговой проверки в отношении юридического лица, находящегося в процессе ликвидации, и вступления решения по такой проверке в законную силу.

Изменения, установленные Федеральным законом №67-ФЗ, коснутся и Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации. Поправки предусматривают ужесточение административной ответственности за нарушения в сфере регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Так, за систематическое или умышленное представление ложных сведений для государственной регистрации предусмотрена безоговорочная дисквалификация, а за однократное непредставление или представление недостоверных сведений будет предусмотрен штраф в размере от 5 000 до 10 000 рублей (ранее штраф составлял 5 000 рублей). Срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушения в сфере государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей увеличен до 1 года.

Появилась возможность привлечь к административной ответственности не только руководителя юридического лица, но и участников (учредителей). Введена процедура проведения административного расследования в отношении нарушений законодательства о государственной регистрации.

Кроме того, изменения, связанные с вступлением в действие Федерального закона № 67-ФЗ, затронут также и Уголовный кодекс Российской Федерации - ужесточится ответственность за образование (создание, реорганизацию) юридического лица через подставных лиц. Сам термин подставное лицо" также получил новый смысл. Теперь преступлением будет являться не только образование (создание, реорганизация) организации через подставных лиц, но и любое последующее внесение в ЕГРЮЛ сведений о подставных лицах, а также предоставление и приобретение документов для регистрации через подставное лицо.

Регистрирующий орган получит возможность вносить запись о недостоверности сведений о юридическом лице без заявления юридического лица или вступивших в законную силу судебных решений с 1 января 2016 года.

Изменяется процедура внесения в Единый государственный реестр юридических лиц сведений об изменении места нахождения (юридического адреса) юридического лица. Теперь смена юридического адреса будет происходить в два этапа, при помощи предварительного уведомления. С 1 января 2016 года представление документов для регистрации изменения места нахождения будет запрещено до истечения 20 дней с момента внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц.

С 1 января 2016 года вступают в силу самые яркие нововведения, установленные Федеральным законом № 67-ФЗ, - изменение во взаимодействии регистрирующего органа и нотариальных контор.

Так, регистрирующий орган получит доступ к сведениям о совершенных нотариальных действиях. Это исключит возможность подделки заверенных заявлений, сделает работу нотариуса максимально прозрачной; кроме того, регистрирующий орган получит точную информацию о дате совершения нотариального действия.

Заявителем по подлежащим заверению в нотариальном порядке сделкам о переходе части доли либо залога доли в уставном капитале теперь будет являться нотариус, а не участник общества.

Кроме того, нововведения предусматривают возможность предоставления документов в регистрирующий орган нотариусом в электронном виде, а также получения через нотариуса документов, подтверждающих факт внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц или факт отказа в государственной регистрации.

Убережет ли принятый закон ЕГРЮЛ от недобросовестных налогоплательщиков и подставных фирм-однодневок? Пресечет ли использование мошеннических схем ухода от задолженности, налогов, обязательств? Либо же даст возможность регистрирующему органу в законном порядке откладывать сроки государственной регистрации и парализовывать деятельность добросовестных фирм-налогоплательщиков, безосновательно выносить отказы в государственной регистрации? На сегодняшний день однозначный ответ дать невозможно.