ЦБ РФ предлагает наделить суд и независимых директоров правом устанавливать цену выкупа акций у миноритариев при squeeze-out

Банк России предлагает наделить суд правом оценивать справедливость условий и стоимость выкупа акций у миноритариев при принудительном выкупе акций (squeeze-out). Причем выступать в качестве независимого арбитра суд будет на предварительном этапе, до начала выкупа. Цену выкупа акций компаний из первого и второго котировального списка могут определять независимые директоры. Сообщает сайт https://e-disclosure.ru/ 

Инициативы регулятора представлены в консультативном докладе "О реформировании подходов к осуществлению принудительного выкупа ценных бумаг публичных акционерных обществ", который опубликован на сайте ЦБ и с которым ознакомился «Интерфакс».

По мнению Банка России, к компетенции суда должно относиться привлечение оценочной компании для определения рыночной стоимости выкупаемых ценных бумаг, а также рассмотрение и утверждение результатов проведенной оценки. Для этих целей судом могут дополнительно привлекаться эксперты. При этом выплата вознаграждения, причитающихся независимым оценщикам и экспертам, которые привлекаются судом, должна осуществляться за счет средств мажоритарного акционера.

Также в качестве альтернативного варианта ЦБ РФ предлагает дать право суду привлекать для определения цены бумаги независимого оценщика на основании тендера или отбора, проведенного Банком России. Однако, как и в случае с привлечением независимого оценщика судом, оплата его услуг должна осуществляться за счет средств мажоритарного акционера. При этом для проведения независимой оценки и определения справедливой цены выкупа мажоритарный акционер и ПАО должны обеспечивать предоставление оценщику всей необходимой информации.

"Полагаем необходимым рассмотреть также вопрос относительно компетенции и специализации суда, который может быть наделен полномочиями по рассмотрению заявлений лиц, приобретших более 95% голосующих акций публичного общества, намеренных осуществить выкуп ценных бумаг. Осуществление предварительного судебного контроля за процедурой принудительного выкупа ценных бумаг повлечет расширение компетенции и увеличит нагрузку на судебную систему. Вместе с тем, учитывая текущую ситуацию с инициированием процедуры вытеснения, количество таких дел в масштабах всей страны не должно быть существенным. Так, количество рассмотренных Банком России требований о выкупе ценных бумаг составило: за 2018 год - 114 единиц, за 2019 год - 128 единиц, за 11 месяцев 2020 года - 100 единиц", - говорится в докладе.

Банк России считает оптимальным возложить полномочия по осуществлению предварительного судебного контроля за принудительным выкупом ценных бумаг на специализированные суды, при этом обжалование вынесенного специализированным судом судебного акта осуществлять непосредственно в Верховном суде РФ. "Такой подход будет способствовать сокращению временных затрат на выкуп ценных бумаг, а также будет соответствовать вышеприведенной практике по рассмотрению дел, касающихся выкупа ценных бумаг, в Германии и Нидерландах", - поясняет регулятор.

К определению цены выкупа могут привлекаться и независимые директоры. В этом случае независимые члены совета директоров ПАО должны обеспечить привлечение независимого оценщика для проведения оценки рыночной стоимости выкупаемых ценных бумаг, а после ее завершения - определить цену выкупа ценных бумаг. Соответствующее решение может приниматься независимыми директорами единогласно или квалифицированным большинством голосов. При отсутствии или недостаточном количестве (менее трех) независимых директоров в ПАО решение по вопросу о цене бумаг может приниматься единогласно всеми членами совета директоров. "Полагаем, что применение указанного механизма может осуществляться в отношении публичных обществ, акции которых включены в котировальные списки первого и второго уровней, в состав совета директоров (наблюдательного совета) которых входят независимые директора", - считает ЦБ РФ.

Кроме того, Банк России предлагает распространить обязанность по направлению обязательного предложения и права осуществить принудительный выкуп ценных бумаг, на лиц, которые получают определенный уровень контроля, независимо от того, каким образом (прямо или косвенно, самостоятельно или совместно с иными лицами) такие лица распоряжаются голосами, приходящимися на голосующие акции публичного общества. "Применение такого подхода потребует обеспечения адекватного механизма контроля за осуществляемыми процедурами, условий и компетенции для установления и квалификации наличия соответствующего уровня контроля. Осуществление такого контроля, по нашему мнению, может быть отнесено к компетенции суда либо Банка России", - отмечается в докладе. В таком случае ЦБ РФ должен иметь широкий спектр полномочий по установлению наличия косвенного контроля и оценке фактов, которые могут свидетельствовать о его наличии, в том числе иметь возможность применять мотивированное суждение по вопросу о наличии контроля, а также использовать механизмы, направленные на обеспечение сотрудничества участников правоотношений по установлению соответствующих фактов.

Также Банк России предлагает на законодательном уровне установить требования к дате, на которую независимым оценщиком должна определяться рыночная стоимость ценных бумаг для целей выкупа. По мнению регулятора, она должна производиться на дату не ранее двух месяцев до даты направления требования о выкупе ценных бумаг. "Указанные временные рамки представляются оптимальными, поскольку определенная в рамках указанного периода цена будет отражать стоимость компании непосредственно перед процедурой выкупа. При этом стоимость ценных бумаг в условиях концентрации контроля над ней будет зафиксирована при направлении публичной оферты", - поясняет ЦБ РФ.

В законе должна быть закреплена и позиция Высшего арбитражного суда РФ, согласно которой, стоимость одной выкупаемой акции должна определяться в составе 100%-ного пакета без корректировки на миноритарный или мажоритарный пакет, так как только при таких условиях может быть определена единая цена для всех акционеров без учета размера пакета.

ЦБ РФ предлагает также закрепить законом механизм, обеспечивающий выплату стоимостной разницы между рыночной стоимостью выкупаемых ценных бумаг, определенной судебным актом, и ценой выкупа, определенной в требовании о выкупе ценных бумаг публичного общества, всем лицам, у которых были выкуплены соответствующие ценные бумаги, а не только одному истцу, который обратился в суд.

Институт принудительного выкупа ценных бумаг публичного общества мажоритарным акционером ("вытеснение", squeeze-out) широко используется в зарубежных правопорядках и введен в российское регулирование в 2006 году. Несмотря на достаточный срок действия данного института, процедура принудительного выкупа востребована и сейчас, поскольку в существующих реалиях отмечается тенденция к переходу публичных компаний к концентрации собственности и отказу от публичного статуса.

ЦБ РФ отмечает, что, как показывает практика, именно порядок определения цены и обеспечение выкупа по справедливой стоимости являются ключевыми и самыми острыми вопросами в процедуре принудительного выкупа ценных бумаг. Сейчас он происходит после публичной оферты на основании требования мажоритария о выкупе и без решения суда. Мажоритарии стремятся сократить расходы, занижая цену акций. В свою очередь миноритарные акционеры не могут привести доказательства, подтверждающие рыночную стоимость ценных бумаг, поскольку не имеют доступа к необходимым документам публичного общества, а также лишены возможности провести экспертизу стоимости ценных бумаг.

Сейчас право требовать выкупа ценных бумаг публичного общества возникает исключительно в случае превышения порога владения в 95% голосующих акций на основании добровольного предложения о приобретении всех ценных бумаг или обязательного предложения и соблюдения требования о приобретении на основании такого добровольного или обязательного предложения не менее 10% общего количества голосующих акций.

Законом об акционерных обществах установлен ряд требований, которым должна соответствовать цена выкупаемых ценных бумаг. Так, цена не должна быть ниже:

- рыночной стоимости выкупаемых ценных бумаг, определенной оценщиком;

- цены, по которой ценные бумаги приобретались на основании публичной оферты (соответствующего добровольного или обязательного предложения), в результате которой мажоритарный акционер консолидировал более 95% общего количества голосующих акций публичного общества;

- наибольшей цены, по которой мажоритарный акционер или его аффилированные лица приобрели либо обязались приобрести ценные бумаги после истечения срока принятия публичной оферты, в результате которой мажоритарный акционер консолидировал более 95% общего количества голосующих акций публичного общества.

В качестве механизма защиты прав владельцев выкупаемых ценных бумаг в случае их несогласия с ценой выкупа предусмотрено право владельца выкупаемых ценных бумаг обратиться в арбитражный суд с иском о возмещении убытков, причиненных в связи с ненадлежащим определением цены выкупаемых ценных бумаг.