На кого распространяется Закон об ограничении выбросов парниковых газов?
Принятие Федерального закона от 02.07.2021 N 296-ФЗ "Об ограничении выбросов парниковых газов", с одной стороны, является логическим результатом многолетней дискуссии о необходимости законодательного регулирования выбросов парниковых газов, с другой стороны, обусловлено планами Еврокомиссии ввести углеродный сбор на импорт в ЕС товаров из стран, не являющихся углеродно- нейтральными (к которым в настоящий момент относится Россия).
Введение углеродного сбора связано с реализацией программы "Зелёный курс" (European Green Deal), целями которой являются превращение Европы в первый климатически нейтральный континент, замедление темпов глобального потепления и минимизация его последствий. Необходимость уплаты углеродного сбора негативно скажется на конкурентоспособности российских производителей, если Россия не войдёт в число углеродно нейтральных стран. Некоторые российские компании уже объявили о выделении неэкологичных активов в отдельные предприятия, ориентированные на внутренний рынок, в то время как экологически чистая часть бизнеса продолжит осуществлять поставки в страны ЕС.
Кроме того, в 2019 году Россия присоединилась к Парижскому соглашению о климате, цель которого - ограничить выбросы парниковых газов до уровня, когда их полностью будут поглощать растения и океаны.
Таким образом, принятие Закона об ограничении выбросов парниковых газов направлено на усиление позиций России в экологической сфере и международное сотрудничество в ней.
Меры по ограничению выбросов
Устанавливается три типа мер по ограничению выбросов:
- учёт выбросов парниковых газов, который будет осуществляться путём ведения Федеральной службой по надзору в сфере природопользования реестра выбросов парниковых газов;
- установление Правительством РФ целевых показателей сокращения выбросов парниковых газов как для всей экономики РФ, так и для отдельных отраслей. Согласно проекту Постановления Правительства РФ о целевых показателях, если фактические показатели более чем на 5% превысят ожидаемые (целевые), то Минэкономразвитию будет необходимо разработать дополнительные меры по снижению уровня выбросов;
- поддержка деятельности по сокращению выбросов парниковых газов.
На кого распространяется Закон об ограничении выбросов парниковых газов
Действие Закона об ограничении выбросов парниковых газов распространяется на регулируемые организации, которые соответствуют количественному и качественному критериям и осуществляют свою хозяйственную деятельность на территории России, её континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне или в российском секторе Каспийского моря.
Количественный критерий
Компания будет регулируемой, если выбросы парниковых газов достигают:
- до 01.01.2024 - 150 и более тысяч тонн углекислого газа в год;
- с 01.01.2024 - 50 и более тысяч тонн углекислого газа в год.
Качественный критерий будет установлен Правительством РФ (на данный момент разработан и опубликован проект Постановления, но документ ещё не утверждён Правительством РФ).
Какие обязанности возложены на регулируемую организацию
Регулируемая организация должна ежегодно отчитываться о количестве выбросов парниковых газов. Отчёт предоставляется в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования, которая вносит данные в реестр выбросов парниковых газов. Срок предоставления отчёта – до 1 июля года, следующего за отчётным. В отчёте указываются масса выбросов и сведения, на основании которых сделан расчёт. За непредставление отчётов, а также предоставление недостоверной информации будет установлена административная ответственность.
Компании, не являющиеся регулируемыми организациями, смогут представлять отчёты о выбросах парниковых газов на добровольной основе.
Что такое и зачем нужны углеродные единицы
Закон об ограничении выбросов парниковых газов вводит в оборот понятие углеродной единицы.
Углеродные единицы вырабатываются при реализации климатических проектов - мероприятий, обеспечивающих сокращение или предотвращение выбросов парниковых газов либо увеличение поглощения парниковых газов. Углеродные единицы зачисляются на счёт исполнителя климатического проекта в реестре углеродных единиц после верификации, порядок которой, как и порядок ведения реестра, ещё предстоит установить Правительству РФ (проекты уже разработаны и опубликованы, но ещё не утверждены).
Одна углеродная единица эквивалентна 1 тонне углекислого газа, и исполнитель климатического проекта может использовать её для снижения своего углеродного следа или продать другим компаниям для снижения их углеродного следа и соблюдения ими квот на выбросы парниковых газов.
Введение углеродных единиц должно стимулировать организации к внедрению и реализации на территории России климатических проектов вместо уплаты углеродных сборов странам – покупателям российской продукции. В настоящий момент Россия ведёт переговоры с участниками Парижского соглашения о признании углеродных единиц на международном рынке.
Впервые в России система торговли углеродными единицами была запущена в Сахалинской области в декабре 2020 года в рамках реализации пилотного проекта по уменьшению выбросов парниковых газов, по промежуточным результатам реализации которого был разработан Закон об ограничении выбросов парниковых газов.
Источник: Nektorov, Saveliev & Partners (NSP)