Корпоративный секретарь в акционерных обществах с государственным участием

Значительная доля государства в российской экономике2 служит основной причиной того, что тренды, задаваемые государственными компаниями применительно к тому или иному явлению, оказывают непосредственное влияние на явление в целом. В конце 2000-х и первой половине 2010-х годов наблюдалось активное реформирование системы корпоративного управления в компаниях с государственным участием, которое дало новый импульс развитию российского corporate governance.

Несмотря на определенный скептицизм в отношении дальнейшего развития мягких" практик корпоративного управления, выражаемый отдельными авторами3, все же укажем на сохранение актуальности института корпоративного секретаря. Корпоративно-процедурные и контрольные функции, движимые естественным стремлением соблюдать право и улучшать систему управления, будут выполняться при любой погоде" в экономике.

На правовых аспектах, в которых выражаются особенности акционерных обществ с государственным участием, и практических рекомендациях для специалистов таких обществ мы сконцентрируем свое внимание4.

Рассмотрим ряд особенностей через призму специальных правовых норм. Это и положения Федерального закона от 26.12.95 № 208-ФЗ Об акционерных обществах" (далее - Закон об АО), и подзаконные акты (Правительства РФ, Росимущества), и нормы-рекомендации, к которым, прежде всего, относятся Методические рекомендации по организации работы корпоративного секретаря с государственным участием5.

Первая особенность: специальные права, возникающие из доконтрольного участия в акционерном обществе.

Существует несколько случаев, когда цена акций, вносимого имущества или сделки определяется советом директоров в специальном порядке, предусмотренном ст. 77 Закона об АО. Это увеличение уставного капитала, приобретение и выкуп акций, крупные сделки и сделки, в совершении которых имеется заинтересованность.

Как показывает практика корпоративного управления, зачастую корпоративные секретари, обеспечивая, к примеру, решение о согласии на совершение сделки с заинтересованностью, применяют ст. 77 Закона об АО лишь в объеме ее первой и второй частей. Однако последующие части предоставляют акционеру-государству или муниципальному образованию широкие права, влияющие на судьбу сделки.

Кратко напомним содержание норм частей третьей и четвертой ст. 77 З... ✂