Как создать эффективный антимонопольный комплаенс

В осеннюю сессию 2019 г. Государственная Дума приступила к рассмотрению законопроекта1 об антимонопольном комплаенсе2. Планируется регламентировать меры, с помощью которых хозяйствующие субъекты могут усовершенствовать свое корпоративное управление, чтобы понизить риски антимонопольных нарушений. Согласно законопроекту принимать эти меры будет необязательно. Поэтому важно соизмерять доступные преимущества с затраченными усилиями.

В ЧЕМ ПРЕИМУЩЕСТВА

Согласно пояснительной записке к законопроекту, если действовать в рамках правил комплаенса, согласованных антимонопольным органом, то эти действия не будут признаваться антимонопольными нарушениями. Но сам законопроект подобные нормы, равно как и другие преференции, не предусматривает. Поэтому, вероятно, вопрос о стимулировании комплаенса законодатели еще рассмотрят в будущем3.

Пока же реализация комплаенса предоставит следующие преимущества.

Во-первых, практика комплаенса способна защитить компанию при разбирательстве по делам об административных правонарушениях.

Так, юридическое лицо признается виновным, если не сделало все возможное, чтобы избежать нарушения (п. 2 ст. 2.1 КоАП РФ). Реализуемый комплаенс теоретически может подтвердить, что все доступные меры приняты. Но сам факт нарушения будет свидетельствовать о недостатках в комплаенсе, поэтому исключит ли его наличие вину, зависит от конкретных обстоятельств дела.

Также комплаенс может повлиять на размер санкций, например выступить как смягчающее обстоятельство. Несмотря на то, что закон не упоминает комплаенс в качестве такого обстоятельства, правоприменительные органы вправе его учитывать при назначении наказания, так как перечень смягчающих обстоятельств не является закрытым (ч. 2 ст. 4.2 КоАП РФ). Более того, антимонопольные органы уже принимают во внимание наличие комплаенса для назначения штрафа ниже низшего предела, установленно... ✂