ПОРЯДОК ОБРАЗОВАНИЯ ОРГАНОВ ОБЩЕСТВА В СИТУАЦИЯХ, НЕ УРЕГУЛИРОВАННЫХ ЗАКОНОМ

Проблемы формирования ревизионных комиссий



Закон содержит правила, которыми должны руководствоваться участники хозяйственного общества при определении порядка образования органов общества и их компетенции. Юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и уставом. Порядок образования и компетенция органов юридического лица определяются законом и учредительными документами (п. 1 ст. 53 ГК РФ).

Федеральный закон «Об акционерных обществах» (далее — Закон) устанавливает общее правило образования ревизионной комиссии путем ежегодного избрания ее членов годовым собранием акционеров. При этом установлено ограничение, согласно которому акции, принадлежащие членам органов управления общества, не голосуют по данному вопросу. Указанное ограничение порождает ситуации, когда избрать членов ревизионной комиссии на годовом собрании оказывается невозможным. В частности, это происходит, когда все участники собрания являются членами органов управления или количество акций, принадлежащих участникам собрания – не членам органов управления, не обеспечивает кворума по данному вопросу. Эти нестандартные ситуации Законом не урегулированы.

В рассматриваемом случае можно воспользоваться правилом, согласно которому порядок назначения или избрания органов юридического лица определяется законом и учредительными документами (п. 1 ст. 53 ГК РФ). Законодательство допускает возможность регулирования уставом порядка образования органов юридического лица в части, не урегулированной федеральным законом.

Для урегулирования указанных нестандартных ситуаций в устав общества включается следующее положение:

«Если по какой-либо причине на годовом общем собрании акционеров не состоялись выборы членов ревизионной комиссии, то полномочия ранее избранных членов пролонгируются до выборов нового состава ревизионной комиссии.»

Данная норма устава не противоречит Закону. Она не отменяет общего правила — избрания членов ревизионной комиссии общим собранием акционеров.



Кейс. Пролонгация полномочий членов ревизионной комиссии

По рекомендации специалистов «Центра корпоративных стратегий» в устав общества было включено вышеуказанное положение о порядке формирования ревизионной комиссии в случае, когда годовое общее собрание не приняло решения по вопросу избрания членов этого органа общества.

На годовом общем собрании ОАО «ЦУМ» не состоялся кворум по вопросу избрания членов ревизионной комиссии.

В соответствии с уставом общества были пролонгированы полномочия ранее избранных членов ревизионной комиссии.

В ежеквартальном отчете общества была раскрыта информация о том, что функции членов ревизионной комиссии выполняют лица, чьи полномочия были пролонгированы в соответствии с уставом общества.

По мнению сотрудников регионального отделения ФСФР России, указанное положение устава противоречит закону и в ежеквартальном отчете содержится недостоверная информация. В отношении общества было возбуждено административное производство.

Общество обратилось с запросом в ФСФР России с просьбой оценить данную ситуацию. Ниже приводится позиция регулятора.

«В соответствии с п. 1 ст. 85 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее — Закон) для осуществления контроля за финансово-хозяйственной деятельностью общества общим собранием акционеров в соответствии с уставом общества избирается ревизионная комиссия (ревизор) общества.

Вместе с тем законодательством Российской Федерации не предусмотрены последствия не избрания на годовом общем собрании членов ревизионной комиссии (ревизора) общества, в том числе в связи с отсутствием кворума для принятия решения по указанному вопросу.

В соответствии с п. 3 ст. 11 Закона устав общества может содержать положения, не противоречащие федеральному закону.

По мнению ФСФР России, положение устава общества о продлении полномочий членов ревизионной комиссии в случае не избрания на годовом общем собрании акционеров нового состава ревизионной комиссии не противоречит Закону.

Обращаем внимание на то, что избрание ревизионной комиссии является обязанностью общества, и в описанной в письме ситуации общество обязано принять все зависящие от него меры к формированию ревизионной комиссии».

Административное производство в отношении эмитента было прекращено.



Возможность недобросовестных действий при избрании членов совета директоров и механизмы противодействия им



При кумулятивном голосовании не имеет значения абсолютное количество голосов, полученное соискателем. Главное – «не прийти последним». Если количество претендентов соответствует числу вакансий, то с высокой вероятностью все они будут избраны. В этой ситуации неизбранным будет кандидат, не получивший ни одного голоса.

Однако эта простота формирования совета директоров может обернуться неожиданными проблемами для общества, если она будет использоваться как метод шантажа.

В общество поступает требование о созыве внеочередного общего собрания акционеров с двумя вопросами повестки дня:

• досрочное прекращение полномочий членов совета директоров;

• избрание нового состава совета директоров.

Решение по первому вопросу будет принято, если за него проголосуют владельцы более половины голосующих акций, участвующих в собрании. Новый состав наблюдательного совета будет сформирован, если владелец хотя бы одной голосующей акции распределит принадлежащие ему голоса между соискателями.

Для принятия решения по этим вопросам требуется различное количество голосов, из этого следует и различная вероятность принятия соответствующих решений. Решение по второму из названных вопросов будет принято практически всегда, в то время как по первому может быть не принято. Может сложиться ситуация, когда полномочия действующего совета директоров не прекращены, но при этом образован новый состав этого органа.

В обществе образуются два совета директоров. Одни директора резонно утверждают, что их полномочия не прекращены, а другие, ссылаясь на протокол общего собрания, настаивают на своем избрании. «Вновь избранный» совет директоров может определить и параллельного генерального директора, созвать по своей инициативе внеочередное общее собрание. Описываемой ситуацией могут воспользоваться профессионалы, занимающиеся корпоративным шантажом или захватами.

В настоящее время эта проблема урегулирована законодательством в отношении избрания членов совета директоров. В Положение о дополнительных требованиях к порядку подготовки, созыва и проведения общего собрания акционеров (утв. Приказом ФСФР РФ от 02.02.2012. № 12-6/пз-н, п. 4.26) включена следующая норма:

«В случае если в повестку дня внеочередного общего собрания включены вопросы о досрочном прекращении полномочий членов совета директоров (наблюдательного совета) общества и об избрании нового состава совета директоров (наблюдательного совета) общества, итоги голосования по вопросу об избрании нового состава совета директоров (наблюдательного совета) общества не подводятся, если не принимается решение о досрочном прекращении полномочий ранее избранных членов совета директоров (наблюдательного совета) общества.»

Однако ситуация, когда полномочия ранее избранных членов органа общества не прекращены, а при этом может быть принято решение об избрании новых членов данного органа, может сложиться не только в отношении совета директоров, избираемого кумулятивным голосованием, но и других органов общества. Поэтому в уставе общества можно в общем виде урегулировать эту нестандартную ситуацию, не урегулированную законом. Для этого в устав нужно включить следующее положение.

«В случае если в повестку дня внеочередного общего собрания включены вопросы о досрочном прекращении полномочий членов органа общества и об избрании нового состава этого органа общества, итоги голосования по вопросу об избрании нового состава органа общества не подводятся, если не принято решение о досрочном прекращении полномочий ранее избранных членов данного органа общества».

Такой подход исключает появление решения общего собрания, легализующего образование параллельных составов одного органа общества.

На наш взгляд, вышеназванную норму целесообразно включить в Федеральный закон «Об акционерных обществах».