Можно ли преобразовать муниципальное унитарное предприятие в муниципальное автономное учреждение?
Возможность преобразования унитарного предприятия в автономное учреждение
Ответ на вопрос читателей журнала подготовил: эксперт службы правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей
Пунктом 1 ст. 34 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" (далее - Закон N 161-ФЗ) предусмотрена возможность преобразования муниципального унитарного предприятия по решению собственника его имущества в муниципальное учреждение.
Одним из трех типов муниципальных учреждений (наряду с бюджетными и казенными) являются автономные учреждения (п. 1 ст. 123.22 ГК РФ). Согласно ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" автономное учреждение может быть создано путем его учреждения или путем изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения.
Из приведенной формулировки в ряде случаев делается вывод, согласно которому автономное учреждение не может быть создано в результате реорганизации (письмо Министерства экономического развития РФ от 18.05.2011 N Д08-1847), а формальный запрет на преобразование унитарного предприятия в автономное учреждение может быть обойден путем преобразования унитарного предприятия, например, в бюджетное учреждение с последующим изменением типа учреждения на автономное (смотрите, например, разъяснения в журнале "Руководитель автономного учреждения", N 1, январь 2013 г.). Правоприменительной же практики, подтверждающей применение такого подхода регистрирующими органами или судами, мы не обнаружили.
Вместе с тем, как нам представляется, приведенная норма не должна восприниматься как исключающая возможность создания автономного учреждения в результате реорганизации другого юридического лица (или других юридических лиц).
Реорганизация в форме преобразования предполагает прекращение реорганизуемого и создание (то есть учреждение) нового юридического лица (п. 1 ст. 16 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", далее - Закон о госрегистрации).
О возможности создания автономного учреждения путем преобразования унитарного предприятия свидетельствует и правоприменительная практика (смотрите, например, постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 17.04.2015 N 01АП-2111/15, постановление Арбитражного суда Московского округа от 26 марта 2021 г. N Ф05-2738/21 по делу N А40-179636/2019, постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 5 мая 2021 г. N 15АП-3040/21 по делу N А32-50136/2020, постановление администрации муниципального образования Соль-Илецкий городской округ Оренбургской области от 16.03.2016 N 649-П "О реорганизации муниципального унитарного предприятия "Стадион "Юность", распоряжение Правительства Республики Башкортостан от 06.02.2015 N 117-р, приказ Министерства лесного хозяйства Республики Башкортостан от 20.05.2014 N 494-ОД, постановления Кабинета министров Республики Татарстан от 20.06.2015 N 449, Правительства Еврейской автономной области от 29.07.2014 N 370-пп, Правительства Республики Бурятия от 22.11.2012 N 684, а также от 19.05.2014 по делу N А50-4640/2014 и Арбитражного суда Московской области от 22.01.2015 по делу N А41-78290/2014). Таким образом, унитарное предприятие может быть по решению органа, осуществляющего полномочия его учредителя, преобразовано в автономное учреждение. Однако, учитывая существование противоположного подхода, мы не можем полностью исключить риск отказа в государственной регистрации.
Принятие решения о преобразовании муниципального унитарного предприятия в муниципальное учреждение
Решением о преобразовании унитарного предприятия в учреждение должны быть определены основные цели деятельности создаваемой организации, наименование органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия учредителя такой организации, а также необходимые мероприятия по преобразованию унитарного предприятия. Указанное решение принимается уполномоченным органом местного самоуправления в соответствии с актом, определяющим компетенцию этого органа (п. 2 ст. 34 Закона N 161-ФЗ).
Согласно подп. 6 п. 2 ч. 1 ст. 25 Устава муниципального образования Успенский район (принят решением Совета муниципального образования Успенский район от 21 мая 2018 г. N 286) определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий относится к компетенции Совета муниципального образования Успенский район. Правовых актов, которые бы устанавливали соответствующий порядок на территории муниципального образования Успенский район Краснодарского края, мы не обнаружили. В отсутствие такого акта, как мы полагаем, уполномоченный орган может по формальным основаниям отказать в принятии решения о преобразовании унитарного предприятия в учреждение. В любом случае "организационный порядок", который должен быть соблюден в целях реорганизации МУП, должен устанавливаться актом вышеупомянутого уполномоченного органа местного самоуправления (Совета муниципального образования).
Порядок преобразования унитарного предприятия в автономное учреждение
Применительно к процедуре государственной регистрации и взаимодействию с регистрирующим органом можно выделить следующие этапы.
1. Согласно п. 5 ст. 58 ГК РФ при преобразовании юридического лица одной организационно-правовой формы в юридическое лицо другой организационно-правовой формы права и обязанности реорганизованного юридического лица в отношении других лиц не изменяются, за исключением прав и обязанностей в отношении учредителей (участников), изменение которых вызвано реорганизацией. При этом п. 5 ст. 58 ГК РФ предусмотрено, что к отношениям, возникающим при реорганизации юридического лица в форме преобразования, правила ст. 60 ГК РФ, устанавливающие гарантии прав кредиторов реорганизуемого юридического лица, не применяются. Таким образом, буквально из приведенной нормы следует, что при реорганизации путем преобразования осуществлять перечисленные ст. 60 ГК РФ мероприятия (письменно уведомить о принятом решении о реорганизации юридического лица регистрирующий орган; дважды с периодичностью один раз в месяц опубликовать в соответствующем издании уведомление о своей реорганизации) не требуется. Вместе с тем требование о необходимости направления в регистрирующий орган указанного выше уведомления и публикации указанных выше сведений в нормах специальных федеральных законов сохранилось (ст. 13.1 Закона о госрегистрации, п. 7 ст. 29 Закона N 161-ФЗ, п. 27 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").
Следовательно, в течение трех рабочих дней со дня принятия решения о преобразовании МУП в автономное учреждение в регистрирующий орган за подписью руководителя МУП или иного лица, на которого соответствующие полномочия возложены решением уполномоченного органа местного самоуправления (подп. "а" и "д" п. 1.3 ст. 9 Закона о госрегистрации), должно быть направлено уведомление о начале процедуры реорганизации по форме N Р12003, утвержденной приказом ФНС России от 31.08.2020 N ЕД-7-14/617@, с приложением решения Администрации о реорганизации. Подлинность подписи заявителя на уведомлении должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке, за исключением случаев, перечисленных в п. 1.2 ст. 9 Закона о госрегистрации.
О порядке заполнения заявления смотрите в материале: Энциклопедия решений. Уведомление регистрирующего органа о принятии (отмене) решения о реорганизации юридического лица, а также образцы заполнения формы.
2. Вопрос о необходимости уведомления кредиторов МУП о проводимой реорганизации в форме преобразования в настоящее время окончательно не разрешен. С одной стороны, положения п. 5 ст. 58 ГК РФ устраняют такую необходимость для данной формы реорганизации, а норма ч. 4 ст. 3 Федерального закона от 05.05.2014 N 99-ФЗ (далее - Закон N 99-ФЗ), изложившего указанный пункт в действующей ныне редакции, говорит о том, что применение иных законов возможно только в части, не противоречащей этой редакции. С другой стороны, уже упоминавшийся п. 8 ст. 113 ГК РФ по вопросу о порядке реорганизации унитарных предприятий напрямую отсылает нас к Закону N 161-ФЗ, придавая таким образом нормам этого закона специальный характер по отношению к нормам ГК РФ. Положения же п. 7 ст. 29 Закона N 161-ФЗ предусматривают обязательность письменного уведомления о реорганизации всех кредиторов унитарного предприятия и публикацию информации об этом в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц. При этом в силу п. 8 ст. 29 Закона N 161-ФЗ доказательства такого уведомления должны быть представлены в регистрирующий орган для регистрации вновь возникающего в результате реорганизации юридического лица.
В связи с изложенным унитарному предприятию следует уведомить о принятом решении о преобразовании всех известных ему кредиторов в письменной форме индивидуально (направив письмо по почте с уведомлением о вручении), а также опубликовать соответствующую информацию в Вестнике государственной регистрации. Такие уведомления и публикация должны быть произведены не позднее 30 дней с момента принятия решения о реорганизации. В уведомлении о реорганизации указываются сведения о МУП, о форме реорганизации, о создаваемом в результате реорганизации учреждении, а также приводится описание порядка и условий заявления кредиторами своих требований.
Регистрирующий орган размещает в Едином федеральном реестре сведений о фактах деятельности юридических лиц сведения, что в ЕГРЮЛ внесена запись о том, что юридическое лицо находится в процессе реорганизации, не позднее чем в течение пяти рабочих дней после внесения этих сведений в ЕГРЮЛ (подп. "б" п. 7, п. 8.3, п. 9 ст. 7.1 Закона о госрегистрации).
3. По смыслу положений Федерального закона от 3 ноября 2006 г. N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" собственник имущества унитарного предприятия должен утвердить устав автономного учреждения, создаваемого в результате преобразования. Утверждение передаточного акта, равно как и его составление, при проведении реорганизации в форме преобразования ни ст. 58 ГК РФ, ни Законом N 161-ФЗ не предусмотрено. Из пп. 17 и 21 действующего в настоящее время Административного регламента предоставления Федеральной налоговой службой государственной услуги по государственной регистрации юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, утвержденного приказом ФНС России от 13.01.2020 N ММВ-7-14/12@, а также из разъяснений ФНС России следует, что передаточный акт предоставляется на государственную регистрацию при реорганизации в форме выделения и разделения; при реорганизации в иной форме предоставление передаточного акта в регистрирующий орган не является обязательным, поскольку противоречит положениям ГК РФ в редакции Закона N 99-ФЗ (смотрите письмо ФНС России от 14.03.2016 N ГД-4-14/4182@, разъяснения на официальном сайте ФНС России, информацию ФНС России от 13.02.2017). Вместе с тем законодательство не запрещает составить данный документ в добровольном порядке по инициативе унитарного предприятия; составить же его необходимо, если это предусмотрено порядком, утвержденным органом, осуществляющим полномочия собственника.
4. После осуществления всех мероприятий, необходимых для государственной регистрации, в регистрирующий орган должны быть представлены следующие документы:
- подписанное заявителем заявление о государственной регистрации в связи с завершением реорганизации юридического лица (юридических лиц) по форме N Р12016, утвержденной приказом ФНС России от 31.08.2020 N ЕД-7-14/617@ (п. 1 ст. 14, п. 3 ст. 17 Закона о госрегистрации, пп. 17, 21 вышеупомянутого Административного регламента). О порядке заполнения заявления дополнительно смотрите в материале: Энциклопедия решений. Государственная регистрация в связи с завершением реорганизации юридического лица, а также образцы заполнения формы;
- устав автономного учреждения, создаваемого в результате преобразования, в случае представления документов непосредственно или почтовым отправлением - в двух экземплярах (подп. "б" п. 1 ст. 14 Закона о госрегистрации);
- передаточный акт (смотрите о нем выше, а также в материале: Правопреемство и передаточный акт (разделительный баланс) при реорганизации юридического лица);
- документ об уплате государственной пошлины в размере 4000 рублей (подп. "е" п. 1 ст. 14 Закона о госрегистрации, подп. 1 п. 1 ст. 333.33 НК РФ), за исключением случаев, когда государственная пошлина не уплачивается (смотрите подробнее в материале: Энциклопедия решений. Государственная регистрация в связи с завершением реорганизации юридического лица) или когда документ об оплате может не представляться (смотрите там же);
- документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда РФ сведений в соответствии с подп. 1-8 п. 2 ст. 6, пп. 2 и 2.4 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и в соответствии с ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 30.04.2008 N 56-ФЗ "О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений". Представление указанного документа не является обязательным; при его непредставлении регистрирующий орган запросит документ у территориального органа ПФР самостоятельно (подп. "ж" п. 1 ст. 14 Закона о госрегистрации, п. 37 Административного регламента, п. 5 Правил..., утвержденных постановлением Правительства РФ от 22.12.2011 N 1092).
По смыслу п. 7 ст. 29 Закона N 161-ФЗ документы на регистрацию могут быть поданы не ранее чем после истечения 30-дневного срока, исчисляемого с момента уведомления кредиторов о реорганизации и установленного для заявления ими требований к МУП. Реорганизация в форме преобразования считается завершенной, а МУП - прекратившим свою деятельность с момента государственной регистрации юридического лица, созданного в результате реорганизации (п. 4 ст. 57 ГК РФ, п. 1 ст. 16 Закона о госрегистрации). Сведения о внесении в ЕГРЮЛ записи о создании юридического лица, образованного при преобразовании, также размещаются регистрирующим органом в Едином федеральном реестре сведений о фактах деятельности юридических лиц не позднее чем в течение пяти рабочих дней после внесения этих сведений в ЕГРЮЛ (подп. "а" п. 7, п. 8.3, п. 9 ст. 7.1 Закона о госрегистрации).