Advisory board (консультативный совет): ключевые аспекты

Ранее на telegram-канале «Практическое КУ» мы говорили об advisory board, когда разбирали распространенную проблему – КУ «не успевает» за бизнесом. Рассмотрим этот инструмент подробнее.

 

Advisory board – консультативный орган, площадка для обсуждения и выработки решений по ключевым, актуальным вопросам деятельности компании.

 

Для кого:

§  стартапы, «молодой» и активно развивающийся бизнес

§  компании, планирующие IPO или временно приостановившие подготовку к нему

§  компании с иностранным участием (нередко как дополнение к классическому совету директоров или его замена)

§  совместные предприятия (как одна из площадок для взаимодействия партнеров, решения сложных ситуаций)

 

Задачи:

§  экспертиза по конкретным областям (право, финансы, кадры, маркетинг и др.)

§  получение релевантного опыта, необходимой информации, нетворкинг

§  формирование будущего состава (резерва) совета директоров

 

Круг вопросов:

§  стратегия компании

§  расширение бизнеса в новых регионах/областях

§  привлечение финансирования

§  сделки M&A

§  любые иные вопросы, имеющие приоритетное значение для бизнеса в данный момент (цифровизация, санкционные риски и др.)

 

Структура, состав:

§  гибкая структура: постоянно – 2-3 эксперта с пониманием истории развития бизнеса, остальные – по необходимости

§  могут входить акционер, руководители направлений, независимые эксперты

§  обязательно – эффективный и авторитетный модератор (на практике, задачи и навыки такого человека шире, чем у классического корпоративного секретаря)

§  главный критерий формирования – потребность в конкретных компетенциях (людях) в данный момент, по данному вопросу

§  формат – комбинированный (постановка задач, обсуждение ключевых вопросов, принятие решений – в основном очно, проработка, рабочее обсуждение – онлайн)

 

Статус:

§  не является органом управления, при этом рекомендации advisory board носят практический характер и могут быть использованы собственником/органами управления/бизнесом

§  факт создания и деятельность могут не раскрываться публично

§  чаще всего работает pro bono, при этом конкретные задачи/проекты могут финансироваться отдельно (иногда членам такого консультативного совета могут предоставляться опционы на долю в бизнесе)

 

Таким образом, advisory board – это более гибкая и адаптивная структура, чем классический совет директоров. И в ряде случаев именно это может быть полезно для бизнеса.