Advisory board (консультативный совет): ключевые аспекты
Ранее на telegram-канале «Практическое КУ» мы говорили об advisory board, когда разбирали распространенную проблему – КУ «не успевает» за бизнесом. Рассмотрим этот инструмент подробнее.
Advisory board – консультативный орган, площадка для обсуждения и выработки решений по ключевым, актуальным вопросам деятельности компании.
Для кого:
§ стартапы, «молодой» и активно развивающийся бизнес
§ компании, планирующие IPO или временно приостановившие подготовку к нему
§ компании с иностранным участием (нередко как дополнение к классическому совету директоров или его замена)
§ совместные предприятия (как одна из площадок для взаимодействия партнеров, решения сложных ситуаций)
Задачи:
§ экспертиза по конкретным областям (право, финансы, кадры, маркетинг и др.)
§ получение релевантного опыта, необходимой информации, нетворкинг
§ формирование будущего состава (резерва) совета директоров
Круг вопросов:
§ стратегия компании
§ расширение бизнеса в новых регионах/областях
§ привлечение финансирования
§ сделки M&A
§ любые иные вопросы, имеющие приоритетное значение для бизнеса в данный момент (цифровизация, санкционные риски и др.)
Структура, состав:
§ гибкая структура: постоянно – 2-3 эксперта с пониманием истории развития бизнеса, остальные – по необходимости
§ могут входить акционер, руководители направлений, независимые эксперты
§ обязательно – эффективный и авторитетный модератор (на практике, задачи и навыки такого человека шире, чем у классического корпоративного секретаря)
§ главный критерий формирования – потребность в конкретных компетенциях (людях) в данный момент, по данному вопросу
§ формат – комбинированный (постановка задач, обсуждение ключевых вопросов, принятие решений – в основном очно, проработка, рабочее обсуждение – онлайн)
Статус:
§ не является органом управления, при этом рекомендации advisory board носят практический характер и могут быть использованы собственником/органами управления/бизнесом
§ факт создания и деятельность могут не раскрываться публично
§ чаще всего работает pro bono, при этом конкретные задачи/проекты могут финансироваться отдельно (иногда членам такого консультативного совета могут предоставляться опционы на долю в бизнесе)
Таким образом, advisory board – это более гибкая и адаптивная структура, чем классический совет директоров. И в ряде случаев именно это может быть полезно для бизнеса.