2019. Новации корпоративного управления. Темная сторона силы?
Начиная с 2010 г. в России произошло много успешных реформ корпоративного законодательства и изменений соответствующего правоприменения, направленных большей частью на улучшение корпоративного управления. Но в 2019 г., наряду с завершением целого ряда таких ранее начатых реформ, в различных аспектах корпоративной сферы наметились негативные тренды.
Автор рассматривает некоторые проявившиеся тенденции и задается вопросом о том, может ли Россия сейчас позволить себе сойти с пути развития корпоративного управления и инвестиционного климата.
КОРПОРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ В РОССИИ ОТ 1990 К 2019 Г. - ИСТОРИЯ УСПЕХА. ЧТО ДАЛЬШЕ?
Несмотря на то что в 90е Россия успела заработать прочный имидж страны с очень плохим корпоративным управлением, история развития российского корпоративного управления от 1990 к 2019 г. - это все же история успеха.
Во-первых, Россия воспользовалась возможностью сразу включить в свое первое акционерное законодательство многие нормы, считающиеся лучшей практикой с точки зрения корпоративного управления. Это и принцип одна акция - один голос", и кумулятивное ежегодное переизбрание совета директоров, и отсутствие механизмов poison pills, и запрет совмещения должностей единоличного исполнительного органа и председателя совета директоров, и многое другое.
Во-вторых, за бурным периодом первого неумелого правоприменения, в течение которого тот самый имидж и сложился и в течение которого выявились пробелы закона и недостатки правоприменения, последовали годы улучшения законодательства и правоприменительной практики.
Что в итоге получилось к 2019 г.? Законодательство, изначально направленное на защиту прав инвесторов и улучшенное по итогам реформ. Суды, которые в целом научились защищать инвесторов как минимум в случаях прямых нарушений закона. Регулятор с полным набором полномочий для защиты интересов инвесторов и активной позицией по многим вопросам корпоративного управления. Компании, прогрессирующие в корпоративном управлении и понимании интересов инвесторов. И, как следствие, отсутствие в течение последних семи лет корпоративных конфликтов, которые наносили бы ущерб интересам миноритарных акционеров в значимых публичных компаниях.
Вместе с тем в 2019 г., несмотря на в целом дальнейший прогресс корпоративного управления в компаниях, доведение до конца целого ряда ранее начатых реформ и продолжение работы некоторых из тех площадок, которые выступали их драйвером, у многих возникло ощущение, что пар" этого позитивного движения выдыхается.
Чтобы попробовать понять, верно ли это ощущение и что нас ждет дальше, эта статья и предлагает оглянуться на 2019 г. в контексте новых законодательных инициатив, применения норм уже состоявшихся реформ и движения оставшихся значимых реформ в сфере корпоративного управления.
НОВЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ИНИЦИАТИВЫ: ЕЩЕ НЕ ВОСПОЛЬЗОВАЛИСЬ, А УЖЕ ЗЛОУПОТРЕБИЛИhellip;"
В октябре 2019 г. 33 депутата Государственной Думы вынесли на рассмотрение нижней палаты парламента законопроект № 8081757, предлагающий для некоторых случаев реорганизации банков - публичных акционерных обществ изменить правило определения цены выкупа акций у миноритарных акционеров, голо... ✂