ЦБ: Переход на глобальные стандарты ESG-раскрытия станет вызовом для российских компаний
Основным вызовом для российских компаний, публикующих отчетность об устойчивом развитии, будет предстоящий постепенный переход к использованию глобальных стандартов, разработанных Фондом МСФО, считает начальник Управления развития корпоративных отношений Банка России Андрей Якушин.
Данные опросов, публиковавшихся ЦБ, говорят о том, что сейчас российские компании используют для раскрытия ESG-информации в основном международные стандарты GRI.
Новые единые международные стандарты, которые планируется опубликовать в июне, предусматривают обязательное раскрытие компаниями информации по Scope 2, то есть о выбросах парниковых газов, связанных с закупкой энергии и тепла, а в дальнейшем - и по всей цепочке поставок и потребления товаров и услуг (Scope 3), напомнил Якушин. У российских компаний будет возникать вопрос, как им рассчитывать Scope 2, сказал он на организованном Комитетом по интегрированной отчетности и НИУ ВШЭ семинаре «Нефинансовая отчетность за 2022 год: вызовы и решения».
Кроме того, международные подходы, как в случае существующих стандартов TCFD, так и новых стандартов МСФО, предполагают, что ESG-данные - это де-факто финансовая информация, потому что показатели, которые включаются в состав отчетности об устойчивом развитии, влияют на финансовые показатели компании. «Один из ключевых моментов и одна из сложностей такого раскрытия - это показать, как именно нефинансовые показатели, и как то, как компания управляет ESG-рисками и возможностями, влияет на финансовые показатели», - сказал Якушин.
Фонд МСФО позиционирует стандарты, которые готовятся к публикации в финальном виде, как прежде всего информацию для инвесторов, отметил он. Между тем рекомендации Банка России по нефинансовой отчетности, вышедшие в 2021 г, исходят из широко используемого сейчас в мире принципа двойной существенности (влияния ESG-рисков и возможностей на результаты финансово-хозяйственной деятельности бизнеса, с одной стороны, и воздействие организации на окружающую среду, общество и экономику, то есть на внешний мир, с другой).
По словам Якушина, Банк России, издавая рекомендации по нефинансовой отчетности, изначально исходил из того, что в будущем компаниям, возможно, придется раскрывать более подробную информацию об устойчивом развитии.
Банк России, продолжая работу в этой сфере, планирует выпустить в 2023 г. рекомендации по формированию стратегий устойчивого развития. Наличие таких стратегий, согласно регулятивным актам ЦБ, является ключевым условием выпуска облигаций, привязанных к целям устойчивого развития.
В мае Банк России, сказал Якушин, планирует опубликовать рекомендации по предоставлению финансовыми организациями для своих клиентов информации о продуктах, связанных с устойчивым развитием. Эти рекомендации направлены на предотвращение гринвошинга и призваны обеспечить полное информирование клиентов.
Банк России также дорабатывает рекомендации по раскрытию информации в области устойчивого развития финансовыми организациями - «аналог того, что мы сделали для ПАО, но с учетом специфики финансовых организаций», рассказал Якушин.
В свое время ЦБ разработал рекомендации по интеграции принципов интегрированного мышления и интегрированного раскрытия в годовые отчеты ПАО, однако отложил публикацию этого документа из-за введенных в 2022 г. ограничений на раскрытие информации. «Если ситуация будет меняться к лучшему, мы эти рекомендации тоже издадим», - сказал Якушин. Этот документ поможет более целостно подходить к подготовке годовых отчетов, чтобы давать в них полную картину того, как компания учитывает интересы всех своих стейкхолдеров.
Как сообщалось, созданный в структуре Фонда МСФО Совет по международным стандартам отчетности в области устойчивого развития (ISSB) планирует опубликовать в июне два документа: «Общий стандарт раскрытия информации, связанной с устойчивым развитием» (S1) и стандарт «Раскрытие информации, связанной с климатом» (S2). Документы вступят в силу с января 2024 г. и призваны гармонизировать национальные стандарты ESG-раскрытия, при этом, согласно принятому Советом решению, компании смогут в первый год ограничиться полным и качественным раскрытием информации о климатических рисках (S2) по новым правилам, как наиболее актуальной сегодня для рынка.