Система корпоративного управления нуждается в совершенствовании, считают в Счетной палате
Система корпоративного управления, при которой один и тот же человек представляет интересы РФ в советах директоров множества компаний с государственным участием, нуждается в корректировке, считает аудитор Счетной палаты (СП) Андрей Батуркин. Как сообщает e-disclosure.ru, вопрос изменения корпоративного законодательства при управлении компаниями с государственным участием был затронут в ходе заседания комитета по собственности Госдумы в понедельник. Комитет, в преддверии отчета правительства в парламенте, заслушивал доклады аудиторов по своим профильным направлениям.
"Нуждается в совершенствовании система корпоративного управления. Есть проблема и недостаточности нормативного регулирования и контроля", - сказал Батуркин. "Мы обсуждали вопрос, что фактически одни и те же лица, которые являются представителями со стороны государства в акционерных обществах, они представляют интересы сразу в нескольких акционерных обществах. У нас такие были, как я их называю, "мультиуправленцы", уникальные люди, которые одновременно умудрялись представлять интересы государства сразу аж в 26 акционерных обществах. Поэтому говорить о том, что там идет какая-то системная работа, конечно, не приходится", - добавил аудитор. По его словам, при таком подходе эффективно управлять компаниями невозможно.
Аудитор отметил также пробелы в учете ФГУПов и акционерных обществ с государственным участием: "У нас фактически идет разное количество ФГУП и АО с участием государства по версии Росимущества, по версии ФНС и, соответственно, данными Росстата. Также нет полноценной информации о результатах финансовой деятельности организаций с государственным участием".
"Вот ранее, когда Минэкономразвития отвечало за эту сферу, они ежегодно предоставляли отчет в правительство. К сожалению, в этом отчете упоминалось только 10 организаций, крупнейших АО, по которым они давали достаточно полную раскладку финансово-хозяйственной деятельности, а это всего лишь 1% от всех АО, в которых есть тот или иной пакет с госучастием. В результате более 90% АО находится в серой зоне, и их деятельность никак не анализируется", - добавил Батуркин.
Он также обратил внимание депутатов на отсутствие общих подходов к определению размера дивидендов, которые перечисляются в доход федерального бюджета: "Применяются фактически разные системы финансовой отчетности при исчислении дивидендов - и МСФО, и соответственно, российская РСБУ. Здесь необходимо, конечно, единообразие".
"Также анализ наш показал, что большая часть поступлений дивидендов, это порядка 97% совокупного размера, обеспечивают только самые крупные 20 акционерных обществ, то есть фактически 2% от общего количества, в то же время свыше 500 компаний в 2017-2019 гг. вообще не перечисляли ни копейки дивидендов в федеральный бюджет", - отметил аудитор.
По его словам, по итогам проверок были направлены предложения в адрес правительства, и большинство их них нашли конструктивную поддержку.