Три источника и три составные части страхования ответственности директоров и должностных лиц (D&O) в России

1 сен - 08:15
28 авг - 18:34

В статье дается краткий обзор истории появления страхования ответственности директоров и должностных лиц в мире и в России, приводятся примеры российских судебных дел, в которых рассматривались вопросы страхования D&O, описывается конструкция типичного договора страхования D&O.

ИСТОЧНИКИ

Великая Депрессия

Страхование D&O появилось как ответ на ужесточение регулирования рынка ценных бумаг в США в начале 1930-х гг. До 1933 г. в подобном страховании не было необходимости в основном из-за недостаточного контроля со стороны государства за размещением акций на бирже и отсутствия института ответственности директоров и должностных лиц компаний.

Однако после биржевого краха 1929 г., положившего начало Великой Депрессии, ситуация начала меняться. Были приняты такие важные законы, как Закон о ценных бумагах 1933 г. и Закон о фондовых биржах 1934 г. В результате усилилось регулирование в финансовой сфере и ответственность компаний перед своими акционерами и инвесторами.

Эти законы ставили своей целью устранение некоторых из причин Великой Депрессии, среди которых — отсутствие достоверной информации о ценных бумагах и обман, мошенничество при их продаже. Ответственность за достоверность информации о предлагаемых к продаже ценных бумагах, содержащейся в проспекте эмиссии, возлагалась как на компанию-эмитента, так и на членов совета директоров такой компании. Инвесторы получили право предъявлять иски к директорам и должностным лицам напрямую.

Настоящую популярность страхование D&O приобрело только в конце 1960-х гг. В 1968 г. суд по делу Escott v. Barchris Const. Corp взыскал со всех директоров компании, за исключением одного, убытки за предоставление ошибочных и недостоверных сведений при размещении акций. Поскольку корпорация была объявлена банкротом, директорам пришлось выплачивать убытки из собственного кармана. Полиса D&O у них не было.

Иностранные образцы

Считается, что первый полис D&O в России был оформлен в 1996–1997 гг. для компании «Вымпелком» — это было связано с размещением ее акций на Нью-Йоркской фондовой бирже. Одним из условий размещения является наличие договора страхования ответственности директоров и должностных лиц на случай предъявления требований о взыскании убытков, вызванных недостоверными сведениями, содержащимися в проспекте эмиссии.

Исходя из требований российского законодательства, договор страхования заключался в России, а перестраховывался на западных рынках. Для того, чтобы западные перестраховщики м... ✂

Зубарев Леонид Партнер, глава практики страхования SL LEGAL. Работает в команде с 1995 года. Леонид обладает более чем 30-летним опытом работы в области страхового, корпоративного и коммерческого права. Он консультирует ведущие российские и международные страховые и перестраховочные компании по вопросам: урегулирования сложных и крупных убытков и судебных разбирательств по страховым спорам, реструктуризации бизнеса, M&A-сделок, включая структурирование, получение необходимых согласований и лицензий, регуляторных аспектов ведения страховой деятельности в России. Леонид является арбитром по страховым спорам при Российском арбитражном центре, а также членом AIDA – International Insurance Law Association. Входит в число лучших юристов в области страхования в России по версии Право-300, Коммерсантъ, Российской газеты и др.