РСПП против расширения прав миноритариев на информацию о работе АО
3 марта 2020 г. в РСПП состоялось обсуждение актуальных вопросов в сфере корпоративного законодательства, в частности, был обсужден проект постановления Пленума ВС РФ «О предоставлении информации участникам хозяйственных обществ». Были затронуты вопросы, касающиеся прав миноритариев на информацию о работе АО.
По мнению РСПП акционерам не должно предоставляться право запрашивать сведения о сделках АО, заключенных в период, пока они не были держателями акций, а также глубже более 3х лет.
ВС РФ предлагает смягчить ограничение. В обоснование такой позиции говорилось, что акционер не ограничен в праве требовать признания недействительными сделок общества, а также требовать взыскания убытков с органов юридического лица за «доакционерный» период. РСПП с предложением ВС РФ не согласно, т.к. по закону об АО получение доступа к документам связывается с периодом владения акциями.
Также РСПП не поддержало ВС РФ в части разрешения миноритарным акционерам непубличных АО запрашивать практически любую документацию, которую компании обязаны хранить, даже если их устав ограничивает это право. Речь о том, что суд вправе удовлетворить требование акционера о доступе к документам, если будет доказано наличие «разумной деловой цели».
По мнению РСПП наличие разумной деловой цели на предоставление доступа к соответствующим документам общества способно нивелировать ограничивающие положения устава общества.
Кроме того, не было поддержано предложение ВС РФ дать акционерам право при запросе информации подписать договор о ее неразглашении (конфиденциальности) с оговорками. Формулировка «обычное деловое использование» документов по мнению РСПП «размыта», что может позволить акционеру получить право в одностороннем порядке изменять условия о конфиденциальности.
Также, по мнению РСПП, в постановлении пленума ВС РФ необходимо установить признаки злоупотребления акционерами своими правами. Среди них называется: идентичное содержание запросов, направляемых периодически; многочисленность запросов о предоставлении большого объема информации и документов; отсутствие в запросе конкретизации по видам и категориям документов.