Меморандум контролирующего лица: инструмент конструктивного диалога акционеров с рынком?

Разработанный Банком России в 2014 году Кодекс корпоративного управления среди прочего предусматривает, что хорошей практикой корпоративного управления является закрепление лицом, контролирующим общество, планов в отношении такого общества в специальном меморандуме"1. При этом на практике подавляющее большинство эмитентов по тем или иным причинам не следует этой рекомендации, несмотря на ее практическую ценность.

Кодекс корпоративного управления в системе регулирования раскрытия информации

Важной особенностью публичных акционерных обществ является возможность привлечения инвестиций путем размещения ценных бумаг посредством открытой подписки среди неограниченного круга лиц. Поскольку в условиях открытой подписки потенциальный инвестор, как правило, не может провести полноценный due diligence эмитента (как в случае со сделками в отношении непубличных компаний), необходимо обеспечить иной способ получения инвестором максимально полной и достоверной информации об эмитенте, структуре его собственности и системе корпоративного управления. Наличие указанной информации позволит потенциальному инвестору правильно оценить свои риски и принять взвешенное решение. Кроме того, в целях обеспечения прозрачности и, соответственно, стабильности на рынке ценных бумаг важно обеспечить предоставление одинакового объема информации для потенциальных инвесторов в отношении всех публичных обществ.

В этих целях, в частности, Банком России в 2014 году был разработан и утвержден Кодекс корпоративного управления, который сформулировал основные принципы корпоративного управления, в том числе в части раскрытия информации эмитентами и контролирующими лицами.

Сам по себе Кодекс имеет рекомендательных характер, и несоблюдение его положений эмитентами не повлечет применения каких-либо санкций2, но необходимо учитывать, что Кодекс основан на общепризнанных мировым сообществом принципах корпор... ✂