Новый порядок совершения крупных сделок и сделок с заинтересованностью. Часть 2

Реклама Ассоциации "НОКС", ИНН 7709980401, токен: Kra242Zw9
Реклама Ассоциации "НОКС", ИНН 7709980401, токен: Kra242Zw9
Реклама Ассоциации "НОКС", ИНН 7709980401, токен: Kra242Zw9

С 1 января 2017 года вступает в силу Закон № 343-ФЗ[1], устанавливающий новые правила совершения обществами крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность. В данной статье мы продолжим рассмотрение изменений, касающихся экстраординарных сделок акционерных обществ[2].

Изменения в регулировании сделок с заинтересованностью
1. Уточнены критерии, относящие сделку к сделкам, в совершении которых имеется заинтересованность.

Теперь для определения круга лиц, сделка с которыми считается сделкой с заинтересованностью, не используется понятие аффилированное лицо". Оно заменено понятиями контролирующее лицо" и подконтрольное лицо". Определение указанных понятий содержится в ст. 2 Закона О рынке ценных бумаг", а теперь дублируется и в п. 1 ст. 81 Закона Об акционерных обществах" (далее - Закон об АО).

Контролирующее лицо - лицо, имеющее право прямо или косвенно (через подконтрольных ему лиц) распоряжаться в силу участия в подконтрольной организации и (или) на основании договоров доверительного управления имуществом, и (или) простого товарищества, и (или) поручения, и (или) акционерного соглашения, и (или) иного соглашения, предметом которого является осуществление прав, удостоверенных акциями (долями) подконтрольной организации, более 50% голосов в высшем органе управления подконтрольной организации (против 20 и более процентов голосов для аффилированных лиц. - Прим. автора) либо право назначать (избирать) единоличный исполнительный орган и (или) более 50% состава коллегиального органа управления подконтрольной организации. При этом Российская Федерация, субъект РФ, муниципальное образование не признаются контролирующими лицами для целей главы XI Закона об АО.

Отметим, что для обществ, включенных в перечень стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ, а также акционерных обществ, 50 и более процентов акций которых находятся в собственности Российской Федерации и (или) в отношении которых используется специальное право золотой акции", дополнительно признаются заинтересованными лица, имеющие право прямо или косвенно (через подконтрольных лиц) распоряжаться более 20% голосов в высшем органе управления подконтрольной организации либо право назначать (избирать) единоличный исполнительный орган и (или) более 20% состава коллегиального органа управления подконтрольной организации.

Разработчики Закона № 343-ФЗ обосновали указанное нововведение тем, что определение понятия аффилированные лица" является предметом постоянных споров, а кроме того, его использование приводит к необоснованному расширению круга сделок, формально подпадающих под необходимость согласования, но не представляющих опасности с точки зрения конфликта интересов. Таким образом, указанное изменение позволит значительно облегчить регулятивное бремя, возлагаемое на бизнес.

От редакции
Замена аффилированных лиц на контролирующих существенно сокращает перечень признаков заинтересованности и исключает из числа таких сделок сделки с лицами, входящими в одну группу с контролирующим лицом и членами органов управления, по большинству оснований, предусмотренных ст. 9 Закона О защите конкуренции".
При этом применение понятия контролирующее лицо" влечет признание сделки заинтересованной в случае ее совершения с конечным владельцем более 50% акций общества, являющимся таковым через цепочку владения по принципу матрешки", независимо от количества промежуточных собственников. При применении понятия аффилированное лицо" количество промежуточных звеньев имело бы значение.
Подробнее о различиях между контролирующими и аффилированными лицами читайте в следующем номере журнала.

С такой позицией можно согласиться, единственное, на что следует обратить внимание - теперь для определения круга сделок с заинтересованностью обществу целесообразно будет вести для внутренних целей список своих контролирующих лиц и их супругов, родителей, детей, полнородных и неполнородных братьев и сестер, усыновителей и усыновленных и подконтрольных им лиц (организаций).

Отметим, что в соответствие с указанными изменениями приводится и ст. 82 Закона об АО, регулирующая порядок направления в общество уведомлений лицами, которые могут быть признаны заинтересованными в совершении сделки. Кроме того, впервые устанавливаются сроки направления таких уведомлений: в течение двух месяцев со дня, когда указанные лица узнали или должны были узнать о наступлении обстоятельств, в силу которых они могут быть признаны заинтересованными в сделке, и в течение 14 дней со дня, когда они узнали или должны были узнать об изменениях сведений в ранее направленном уведомлении.

Также для указанных лиц обновлены нормы об ответственности: новым п. 3 ст. 84 Закона об АО установлено, что, если на дату заключения сделки с заинтересованностью такое лицо нарушило обязанность по уведомлению общества о наступлении обстоятельств, в силу которых оно может быть признано заинтересованным, его вина в причинении обществу такой сделкой убытков предполагается. Заинтересованное лицо по иску общества или его акционера несет перед обществом ответственность в размере убытков, причиненных им обществу, независимо от того, была ли признана соответствующая сделка недействительной.

2. Обновлен перечень случаев, исключающих необходимость одобрения сделки с заинтересованностью.

Круг сделок с заинтересованностью, не требующих согласия на их совершение, определенный в новой редакции п. 2. ст. 81 Закона об АО, схож с исключениями с режимом совершения крупных сделок. Отметим ряд дополнительных исключений:

  1. Сделки, совершаемые в процессе обычной хозяйственной деятельности, при условии, что обществом неоднократно в течение длительного периода времени на подобных условиях совершаются аналогичные сделки, в совершении которых не имеется заинтересованности. Напомним, что для крупных сделок, не выходящих за пределы обычной хозяйственной деятельности, не имеет значения, совершались ли они данным обществом ранее, т.е. единую позицию законодателя относительно понятия обычной хозяйственной деятельности проследить довольно сложно, все зависит от категории сделки.
  2. Сделки, в совершении которых заинтересованы все владельцы голосующих акций общества, при отсутствии заинтересованности иных лиц, за исключением случая, когда уставом непубличного общества предусмотрено право акционера требовать получения согласия на совершение такой сделки до ее совершения.
  3. Сделки, связанные с размещением, в том числе посредством подписки, акций общества и эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции общества.
  4. Сделки по размещению обществом путем открытой подписки облигаций или приобретению обществом размещенных им облигаций.
  5. Сделки по приобретению или выкупу обществом размещенных им акций.
  6. Сделки, заключаемые на открытых торгах или по результатам открытых торгов, если условия проведения таких торгов или участия в них предварительно утверждены советом директоров общества.
  7. Сделки, предметом которых является имущество, цена или балансовая стоимость которого составляет не более 0,1% балансовой стоимости активов общества по данным его бухгалтерской (финансовой) отчетности на последнюю отчетную дату, при условии, что размер таких сделок не превышает предельных значений, установленных ЦБ РФ. Таким образом, отсекаются незначительные по стоимости сделки, в которых формально присутствует заинтересованность, но нет риска причинения реального ущерба интересам общества и его акционеров. Однако учитывая, что в крупных обществах даже 0,1% балансовой стоимости активов могут составлять значительную сумму, Закон № 343-ФЗ оставляет за Банком России право установить предельные значения цены соответствующих сделок.
3. Отменено обязательное предварительно согласие на совершение сделок с заинтересованностью.

Одно из кардинально новых изменений - отказ от обязательного предварительного согласия на совершение сделок с заинтересованностью (п. 1. ст. 83 Закона об АО в новой редакции). В текущей редакции Закона об АО указано, что сделка с заинтересованностью должна быть одобрена до ее совершения, а также предусмотрена оговорка о допустимости последующего одобрения[3].

Теперь согласие на совершение сделки с заинтересованностью необходимо будет получать только по требованию единоличного исполнительного органа, члена коллегиального исполнительного органа, члена совета директоров общества или акционера (акционеров), обладающего не менее чем 1% голосующих акций. Такое требование направляется и рассматривается в порядке, предусмотренном ст. 55 Закона об АО для требования о созыве внеочередного общего собрания акционеров.

В связи с чем акцент переносится на информирование членов органов управления о предстоящем совершении сделок с заинтересованностью. Так, новый п. 1.1 ст. 81 Закона об АО устанавливает обязанность общества извещать о сделке, в совершении которой имеется заинтересованность, членов совета директоров, коллегиального исполнительного органа общества, а в случае, если в совершении сделки заинтересованы все члены совета директоров или если его формирование не предусмотрено законом или уставом общества, - акционеров в порядке, предусмотренном для сообщения о проведении общего собрания акционеров. Уставом общества может быть предусмотрен иной порядок информирования, а также можно предусмотреть обязанность извещения акционеров наряду с членами совета директоров общества.

Извещение направляется не позднее чем за 15 дней до даты совершения сделки, если иной срок не установлен уставом общества. В извещении указываются: стороны сделки, выгодоприобретатели, цена, предмет сделки и иные ее существенные условия или порядок их определения, а также лица, имеющие заинтересованность в ее совершении, и основания, по которым лица, имеющие заинтересованность в совершении сделки, являются таковыми.

По мнению разработчиков Закона № 343-ФЗ, такой подход, с одной стороны, освобождает общества от избыточного предварительного одобрения значительного количества сделок, а с другой - сохраняет уровень гарантий прав и законных интересов акционеров, которые, будучи проинформированными о соответствующей сделке, вправе обратиться с требованием о ее оспаривании, если посчитают, что она совершена в ущерб интересам общества.

С наличием избыточности предварительного одобрения сложно не согласиться, особенно если говорить о крупных публичных обществах. Нововведение позволит, например, сократить количество заседаний совета директоров, которые созываются иногда только для одобрения сделок с заинтересованностью. Кроме того, уменьшится объем протоколов заседаний совета директоров и сообщений о существенных фактах, а главное - не придется выносить сделку на одобрение повторно в случае необходимости изменений каких-либо ее условий.

Однако установленный 15-дневный срок для направления извещения, на взгляд автора, все же сложно назвать гарантией прав акционеров, учитывая то, что от этого срока надо отнять время на доставку письма. Если общество публикует информацию о сделках на своем сайте в сети Интернет, то это также не значит, что акционер ознакомится с информацией в тот же день. Таким образом, возможность внесудебного урегулирования конфликта уменьшается, если, конечно, уставом общества не установлен более длительный срок информирования членов органов управления.

Кроме того, публичные общества должны предоставлять отчет о заключенных ими в отчетном году сделках с заинтересованностью при подготовке к проведению годовых общих собраний акционеров лицам, имеющим право на участие в таком собрании. Отчет должен быть подписан единоличным исполнительным органом общества, утвержден его советом директоров, а достоверность должна быть подтверждена ревизионной комиссией общества. Не очень ясно, для чего введена такая норма, т.к. подобное требование публичные общества уже выполняют, предоставляя к годовому собранию перечни совершенных сделок с заинтересованностью и крупных сделок в составе годового отчета, предварительно утвержденного советом директоров и удостоверенного ревизионной комиссией. Причем для указанных перечней предусмотрено подробное содержание в п. 70.3 Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг № 454-П, утвержденного Банком России 30.12.2014.

4. Уточнен порядок определения цены сделки.

Абзацем 4 п. 1 ст. 77 Закона Об АО в новой редакции установлено, что в публичном акционерном обществе цена (денежная оценка) имущества определяется большинством голосов независимых директоров, не заинтересованных в совершении сделки, независимо от количества акционеров, тогда как в текущей редакции речь идет об обществе с числом акционеров более 1000.

В случае если количество указанных директоров меньше установленного уставом кворума, то совет директоров должен принять решение о цене (денежной оценке) имущества единогласно либо уставом вопрос определения цены в данном случае может быть отнесен к компетенции общего собрания акционеров. Решение собрания должно быть принято большинством голосов всех не заинтересованных в сделке акционеров - владельцев голосующих акций.
5. Изменен порядок одобрения сделок с заинтересованностью.

В непубличных обществах сделка должна быть одобрена большинством голосов членов совета директоров, не заинтересованных в ее совершении, если уставом общества не предусмотрена необходимость большего количества голосов (п. 2 ст. 83 Закона об АО в новой редакции). То же касается и публичных обществ, однако директора ПАО, не заинтересованные в совершении сделки, должны также отвечать признакам независимости. Кроме того, ПАО смогут определять в уставе дополнительные требования к директорам, имеющим право принимать решение по сделкам с заинтересованностью (новый п. 3.2 ст. 83 Закона об АО). В этом случае кворум для проведения заседания совета директоров по данному вопросу, определенный в уставе, не может составлять менее двух директоров.

Если количество незаинтересованных директоров в непубличном обществе составляет менее определенного уставом кворума для проведения заседания совета директоров, решение по сделке должно приниматься общим собранием акционеров в порядке, предусмотренном п. 4 ст. 83 Закона об АО. В публичных обществах для вынесения вопроса об одобрении сделки на собрание акционеров количество директоров, не заинтересованных в совершении сделки и отвечающих требованиям независимости, должно оказаться менее двух.

В соответствии с новыми правилами решение о согласии на совершение сделки с заинтересованностью должно приниматься общим собранием акционеров в следующих случаях:

  1. Если предметом сделки или нескольких взаимосвязанных сделок является имущество, стоимость которого составляет 10 и более процентов балансовой стоимости активов общества по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности на последнюю отчетную дату. Напомним, что сейчас порог составляет 2%.
  2. Если сделка или несколько взаимосвязанных сделок являются реализацией обыкновенных акций, составляющих более 2% таких акций, ранее размещенных обществом, и обыкновенных акций, в которые могут быть конвертированы ранее размещенные эмиссионные ценные бумаги, конвертируемые в акции, если уставом общества не предусмотрено меньшее количество.
  3. Если сделка или несколько взаимосвязанных сделок являются реализацией привилегированных акций, составляющих более 2% таких акций, ранее размещенных обществом, и акций, в которые могут быть конвертированы ранее размещенные эмиссионные ценные бумаги, конвертируемые в акции, если уставом общества не предусмотрено меньшее количество.

Мнение эксперта
Одним из принципиальных изменений является новое правило, в соответствии с которым для принятия решения о согласии на совершение сделки достаточно большинства голосов от принявших участие в голосовании, а не от всех не заинтересованных в сделке акционеров. Такое изменение решает распространенную проблему отсутствия кворума для рассмотрения подобных вопросов.
Обращаю внимание на появление новой формулировки - принявшие участие в голосовании", тогда как в законе для схожего регулирования используется формулировка принявшие участие в собрании" (п. 2 ст. 49). Такое незначительное различие на практике способно повлечь за собой иной порядок определения кворума, поскольку принявшими участие в собрании считаются все зарегистрировавшиеся акционеры, а не только проголосовавшие (п. 1 ст. 58).

Гришанин Евгений ЕвгеньевичЗаместитель генерального директора по правовым вопросам АО Регистраторское общество СТАТУС", генеральный директор ООО Советник эмитента", член экспертного совета по финансовой грамотности Центрального банка РФ, эксперт рабочей группы по совершенствованию корпоративного законодательства Министерства юстиции РФ.

Решение о согласии на совершение сделки с заинтересованностью принимается большинством голосов всех не заинтересованных в ее совершении акционеров - владельцев голосующих акций общества, принимающих участие в голосовании. Такое решение оформляется в соответствии с правилами для крупных сделок (п. 4 ст. 79 Закона об АО), при этом в нем дополнительно указываются: лица, имеющие заинтересованность в совершении сделки, и основания их заинтересованности.

Из Закона об АО исключена норма о том, что ЦБ РФ может установить дополнительные требования к порядку заключения сделок с заинтересованностью. Вместо этого новая редакция п. 8. ст. 83 Закона об АО дает возможность непубличным обществам самим определять порядок одобрения таких сделок в уставе. Они могут это сделать при учреждении либо при внесении изменений в устав по единогласному решению акционеров.

6. Изменился порядок оспаривания.

Как и крупные сделки, сделки с заинтересованностью могут быть оспорены обществом, членом совета директоров или акционером (акционерами), владеющими в совокупности не менее чем 1% голосующих акций общества.

Сделка с заинтересованностью может быть признана недействительной если она совершена в ущерб интересам общества и доказано, что другая сторона знала или должна была знать, что она являлась сделкой, в совершении которой имеется заинтересованность, и о том, что согласие на ее совершение отсутствует. При этом отсутствие такого согласия само по себе не является основанием для признания сделки недействительной.

Еще одной важной новеллой является предварительная стадия перед оспариванием сделки, в совершении которой имеется заинтересованность. Любое из названных лиц (за исключением общества, конечно) вправе обратиться с требованием к обществу предоставить информацию, касающуюся сделки, в том числе документы или иные сведения, подтверждающие, что она не нарушает интересы общества (в том числе совершена на условиях, существенно не отличающихся от рыночных). Данная информация должна быть предоставлена обществом в течение 20 дней со дня получения требования.

Предварительная стадия непосредственно связана с новыми правилами презумпции. Согласно п. 1.1 ст. 84 Закона об АО причинение ущерба обществу в результате совершения сделки предполагается при наличии совокупности следующих условий:

  1. отсутствует согласие на совершение или последующее одобрение сделки;
  2. лицу, обратившемуся с иском о признании сделки недействительной, не была предоставлена информация в отношении оспариваемой сделки.

Разработчики Закона № 343-ФЗ предлагают исходить из того, что сделка с заинтересованностью презюмируется нарушающей интересы общества, если отсутствовало согласие на ее совершение и при этом общество не предоставило вышеуказанную информацию, а ответчик-контрагент, чтобы опровергнуть это предположение и сохранить сделку в силе должен будет доказать, что она была совершена на таких же условиях, как если бы она была бы совершена с любым третьим лицом, то есть не была направлена на причинение вреда обществу. Таким образом, отсутствие согласия на совершение сделки с заинтересованностью не является неустранимым пороком, но должно вынуждать сторону такой сделки, знавшую об отсутствии согласия на ее совершение и тем не менее совершившую сделку, представить в суд доказательства того, что сделка не была направлена на причинение ущерба интересам общества"[4].

По мнению авторов изменений, новые положения позволят переложить бремя доказывания того, что сделка отвечала интересам общества, на недобросовестного контрагента, в то время как сейчас эта обязанность возлагается на истца. Однако представляется, что на практике все будет не так идеально. Например, истцу могут быть предоставлены сведения, подтверждающие, что сделка не нарушает интересы общества, но они не покажутся ему обоснованными. В таком случае доказывать, что сделка нарушает интересы общества, придется истцу.

Подводя итоги, вкратце напомним основные изменения:

  • уточняются критерии экстраординарных сделок;
  • появляются новые категории сделок - сделки, требующие получения согласия совета директоров или общего собрания акционеров на их совершение в соответствии с уставом;
  • вводятся новые понятия (например, заключение совета директоров о крупных сделках), дается понятие обычной хозяйственной деятельности общества, понятие аффилированных лиц" заменяется контролирующими лицами";
  • оптимизируется количество сделок, на совершение которых необходимо получать согласие, в том числе путем расширения перечня исключений из режимов экстраординарных сделок и изменения требования к содержанию решения о согласии;
  • изменяются правила признания сделок недействительными: вводится минимальный порог количества акций, которое необходимо для оспаривания, уточняются основания недействительности сделок.

Новеллы позволят избежать избыточного одобрения значительного количества сделок, необоснованного расширения круга сделок, формально подпадающих под необходимость согласования, но не представляющих опасности с точки зрения конфликта интересов, а также отсеять недобросовестных акционеров и тем самым уменьшить издержки общества в отсутствие очевидной выгоды от ничем не ограниченного права на оспаривание.

Вместе с тем сохраняется уровень гарантий прав и законных интересов акционеров и даже повышается уровень их информационности о готовящихся к свершению и уже совершенных экстраординарных сделках.

Остается, конечно, и ряд вопросов, ответы на которые будут формироваться в ходе судебной практики, но надо отметить, что таких вопросов не много.


[1] Федеральный закон от 03.07.2016 № 343-ФЗ О внесении изменений в Федеральный закон Об акционерных обществах" и Федеральный закон Об обществах с ограниченной ответственностью" (в части регулирования крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность)".

[2] Продолжение. Начало см. в № 9(148) за 2016 год.

[3] Абз. 6 п. 1. ст. 84 Закона об АО.

[4] См. пояснительную записку к законопроекту.